СОКРОВИЩА КНЯЗЯ ЮСУПОВА

СОКРОВИЩА КНЯЗЯ ЮСУПОВА

В музее изобразительных искусств имени Врубеля открылась выставка, посвященная 250-летию со дня рождения крупнейшего коллекционера России - князя Николая Борисовича Юсупова

По словам автора проекта, Анны Евгеньевны Чернявском, главная цель выставки — создать настроение праздника, где люди встречаются ради общения. Открытие прошло в неожиданно легком стиле. Торжественные речи были приятно короткими, звучала музыка. Дети танцевали балет. По залу музея ходили молчаливые персонажи в старинных костюмах — студенты из колледжа культуры. Кадеты дарили выступающим дамам цветы.

Князь Юсупов, родоначальник коллекции, был доверенным лицом Екатерины II. Выполняя заграничные поручения императрицы, Юсупов приобретал различные произведения искусства. Последний владелец коллекции — Феликс Юсупов, один из организаторов покушения и убийства Григория Распутина.

После революции наследие Юсуповых поступило в Государственный музейный фонд. Часть юсуповского собрания передали в Омск. Но некоторые экспонаты пришли своим особым путем.

Например, портрет жены Феликса Юсупова Ирины Александровны появился в музее благодаря реставратору Валентине Андреевне Бекешевой. Она стажировалась в Москве и ее учитель подарил ей эту работу кисти Н. П. Богданова-Вольского.А она передала картину музею.

Специалисты из Москвы и Петербурга назвали музей им. М.А. Врубеля единственным в провинции, где хранится такой большой блок серьезных произведений из юсуповской коллекции. Многие из них o картины, скульптуры, предметы ювелирного искусства — представлены на выставке впервые. Есть и фарфор — французский, российский императорского завода и фабрики самого Юсупова. В целом» — более 100 произведений.

Не обошлось без открытий. Маленькое изящное полотно «Мечтательница» имеет свою историю.

— Эта работа поступила к нам как копия с произведения французского живописца Жана-Батиста Греза, — рассказывает Анна Евгеньевна. — И у меня возникла мысль: а почему она — копия? Ведь Юсупов был лично знаком с Грезом, они были дружны. Князь часто бывал у художника в мастерской… Грез был очень модным художником XVIII века, и все русские аристократы стремились иметь картину его кисти, лучше всего -портрет.

В результате исследования выяснилось, что эта картина — оригинал. Местных скептиков сбивала с толку ее воздушность, «незаписанность», редкая для старинных картин. Но столичные специалисты подтвердили: это подлинник.

На фоне уникальной выставки планируются концерты классической музыки XVIII-XIX века, будут показаны видеофильмы об истории семьи Юсуповых.