ТОРГОВАТЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Торговать по новым правилам заставят в 2002 году омские санитарные врачи

С 1 января нынешнего года вступили в силу новые федеральные «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». В том числе, и на территории Омска и Омской области. По словам специалистов Госсанадзора, каких-то революционных изменений новые санитарные требования не несут. Но от прежних правил 1994 года, конечно, отличаются. И эти отличия делают санитарные нормы еще более жесткими, чем действовавшие ранее.

Как сказала корреспонденту «КВ» начальник отделения гигиены питания ФГУ ЦСЭН в городе Омске Лилия РЕШЕТНИКОВА, теперь намного больше требований предъявляется, прежде всего, к руководителям предприятий.

— Новые правила возлагают на руководителей контроль за деятельностью своих торговых предприятий. — разъяснила Лилия РЕШЕТНИКОВА. — Например, не только следить за качеством поступающих продуктов, но и соблюдать строгие требования при их транспортировке, чего в ранее действующих санитарных нормах не было. Не была раньше записана и обязанность руководителей осуществлять контроль за соблюдением условий труда.

Содержат правила и ряд частных новшеств. Скажем, теперь все стационарные торговые точки, от киоска до супермаркета, должны быть оборудованы туалетами для персонала и иметь раковины с подведенным водопроводом для мытья рук. Большие же торговые предприятия площадью свыше 1000 кв.м обяжут оборудовать еще и туалетами для посетителей. А нестационарную торговую сеть (к примеру, многочисленные летние лотки) разрешат размещать только в местах, где уже имеются вышеназванные туалеты с водопроводом. Последнее требование, впрочем, для Омска будет не особо новым: вспомним устанавливаемые у нас летом многочисленные биотуалеты. А вот удастся ли быстро оборудовать водопроводом и туалетом каждый киоск или другой «малый» стационарный объект?

Из других нововведений следует, наверное, выделить также следующее: отныне в торговых точках, имеющих только одно рабочее место, разрешена реализация только продуктов в промышленной упаковке. Другое существенное новшество касается совместной реализации продовольственных и промышленных товаров в магазинах. Теперь однозначно запрещено торговать в соседних отделах, например, хлебом и моющими средствами. Для непродовольственных товаров заставят выделить и специальный уголок в торговом зале, и специальный изолированный склад. Кроме того, теперь запрещено производить прямо в магазинах упаковку продуктов под вакуумом.

Остальные новые пункты санитарных правил, по большей части, лишь закрепят на бумаге очевидные требования, выполнения которых и раньше добивались контролирующие органы. К примеру, они и прежде запрещали реализацию продукции без качественных документов, без этикеток, в загрязненной таре. Если же говорить о частностях, то и раньше специалисты Госснадзора не разрешали, скажем, продажу яиц с грязной скорлупой, разрезанных на куски бахчевых или местами загнивших овощей и фруктов. Теперь эти и другие запреты записаны еще и в своде единых санитарных требований к торговле.

По словам Лилии РЕШЕТНИКОВОЙ, на практике введение новых требований для предпринимателей будет прежде всего означать то, что при выдаче разрешений на открытие всех новых торговых точек в Госсаннадзоре будут требовать не просто примерный ассортиментный перечень продуктов, как было раньше. Руководители будут обязаны представить план осуществления полного производственного контроля. Ну а потом, понятно, этот план выполнять, за чем санитарные врачи будут следить в ходе плановых проверок как новых, так и уже давно работающих точек. Выполнение нового расширенного круга санитарных требований будет контролироваться и в ходе проверок внеплановых, то есть «по сигналам трудящихся». Здесь надо заметить: меры наказаний за нарушения не ужесточены, они и без того могут быть довольно суровыми.

Вообще же введение новых санитарных правил стало своеобразным ответом федерального Госснадзора на «Закон о защите прав предпринимателей». Этот документ определил, что плановые проверки, в том числе и Санэпидемнадзору, можно проводить на каждом предприятии не чаще одного раза в два года. Раз так, решили в Госсанадзоре, то и круг предъявленных требований должен быть шире, и стать они должны более жесткими. Как новшества в итоге отразятся на торговле в целом, сказать пока трудно. Омские предприниматели, к которым обращался с этим вопросом корреспондент «КВ», от прогнозов воздержались, сославшись на то, что с новыми санитарными требованиями еще плохо знакомы. Но и особого беспокойства по этому поводу никто не выразил. Гораздо больше владельцев торговых точек по-прежнему волнует вопрос: как работать дальше в условиях нового областного Закона «О едином налоге на вмененный доход»?