К началу 90-х годов стало ясно, что стройтрест № 1 не в состоянии закончить объект, более того, сделанное им и близко не тянет на международный уровень, а без этого вся затея во многом теряет смысл: Омску нужны воздушные ворота, через которые мы могли бы принимать и отправлять самые современные широкофюзеляжные самолеты. Начались переговоры с компаниями, способными заменить доморощенных строителей.
На этом поприще нам, надо сказать, до сих пор как-то не везло. Сначала за федоровку согласилась взяться знаменитая американская «Ральф Парсонс», а финансировать проект пожелала фирма UGA, тоже американская. Но насчет возможностей инвестора были сильные сомнения, а «Ральф Парсонс» выдвинула слишком жесткие условия: американцы потребовали сломать вообще все, что было построено, и начать с нуля. Понятно, что это крайне удорожало проект, делая его совершенно неподъемным для бюджета, и от заморских услуг пришлось отказаться. Откуда ни возьмись возникал местный миллионер Марат, владелец фирмы «БМХ», пожелавший вложить состояние в достройку аэропорта. Но это было уж и вовсе авантюрой, что вскоре и подтвердилось — «БМХ» исчезла с горизонта, и сейчас мало кто о ней помнит. А потом уж стало совсем не до Федоровки — дефолт, невыплаты пенсий и зарплат и т.д. и т.п.
Между тем омичи явственнее стали понимать, насколько необходим новый, более удаленный от города аэропорт. На фоне сообщений о то там, то тут происходящих катастрофах речь шла уже не о расширении терминалов и улучшении обслуживания пассажиров, а о том, чтобы обезопасить жизнь горожан. Особенно актуально проблема зазвучала после иркутской трагедии, когда самолет рухнул прямо на жилые дома. Год назад «звонок» раздался и у нас в Омске — лишь счастливый случай уберег украинский Ан-70 от взлета в сторону жилых кварталов и, соответственно, падения на крыши домов. Только по одной этой причине необходимо не тратить силы и средства на реконструкцию существующей взлетки, а взяться за Федоровку, Тем более что сегодня экономика региона значительно окрепла, и мы всерьез можем решать столь масштабную проблему.
На прошлой неделе в Омске побывали представители югославско-кипрской компании «Планум-Кипр ЛТД», которая как раз и специализируется на строительстве аэропортов, причем именно в России. Она возвела аэропорты в восьми российских городах, в том числе в Челябинске, Чите, Анадыре, последний сдала в январе нынешнего года в Кемерове. Югославские специалисты, возглавляемые директором компании Велимиром Газиводой, осмотрели имеющиеся сооружения Федоровки и согласились взяться задело. Не возражает против их участия и «Ленаэропроект», генеральный разработчик нового аэропорта.
Теперь в течение нескольких недель предстоит завершить переговоры с потенциальными инвесторами, определить стоимость первой очереди объекта и сроки начала реализации проекта, сделать окончательный выбор! генподрядчика. Если все пойдет нормально, ввести в строй первую очередь аэропорта федоровка планируется через три года.