СТРОЙКИ ВЕКА В ОМСКЕ

СТРОЙКИ ВЕКА В ОМСКЕ

Судьба некоторых долгостроев может измениться

С советских времен Омску досталось в наследство с десяток более-менее крупных объектов, строительство которых растянулось на десятилетия. Из них наиболее масштабные как по средствам, так и по социальной значимости — метро и международный аэропорт в Федоровке. Был, правда, еще один долгострой, судьба которого больше волновала журналистов, чем простых омичей. Это новый корпус Дома печати (через дорогу от старого), до сих пор навевающий мастерам пера среднего и старшего возраста грустные мысли о так и не состоявшемся новоселье.

Но если судьба недостроенного Дома печати туманна и неопределенна, по крайней мере до тех пор пока он числится в федеральной собственности, то о метро и аэропорте в Федоровке на прошлой неделе вновь заговорили. И не без повода. Правда, причины, заставившие вспомнить о самых «долгоиграющих» омских стройках, были разные. Общее — лишь обилие глаголов в будущем времени и вновь прорезавшийся оптимизм насчет завершения строительства.

В истории омского метро случилась очередная дата, скорее грустная, чем радостная. Дирекция строящегося метрополитена отметила свое 10-летие. Самой же идее омской подземки лет гораздо больше. Партийно-советское руководство области еще в начале 80-х «пробивало» в Москве этот вопрос. В 1986 году Совмин СССР принял решение о строительстве метрополитена в нашем городе.

Омск стал вторым за Уралом городом, получившим право на метро. Увы, это право растянулось на долгие годы. Хотя на первых порах, пока из столицы шли деньги, дело пошло очень споро. Снесено 314 старых жилых домов, выполнен большой объем проектно-изыскательских и подготовительных работ, начато сооружение базы метро-строя. Недолго музыка играла. Через три года стройку «заморозили». В 1991-м работы возобновились, а в феврале 92-го образована дирекция строящегося метрополитена.

С тех пор строительство шло рывками. Появятся деньги — работы возобновляются, прекратится финансирование-замирают. Всего за это время освоено 450 миллионов рублей, 300 миллионов из которых поступило из федерального бюджета. Сейчас об омском метро мы вспоминаем лишь в связи с сооружением метромоста через Иртыш. Эту стройку взял под личный контроль омский губернатор, пообещавший к 2003 году пустить мост в эксплуатацию. И, судя по темпам работ на этом объекте, так, наверное, и случится. Дело не только в губернаторском слове, хотя запустить метро-мост к грядущим выборам главы области -тоже весьма кстати. Просто это сооружение действительно крайне необходимо как в плане перспективного развития города, особенно его левобережной части, так и для решения сегодняшних проблем (разгрузить действующие мосты, пустить большегрузный транспорт по обходной дороге и т. д.).

Когда промчатся по метромосту электропоезда, загадывать не берусь. Хотя и на этот счет есть достаточно свежие планы. В частности, по разработанной программе развития метрополитена, рассчитанной до 2015 года, предусмотрена и технологически обоснована возможность ввода в эксплуатацию пускового участка от станции «Красный путь» до станции «Автовокзал» протяженностью 6,1 км с 4 станциями уже в 2008 году. Осталось защитить эту программу стоимостью в 23 млрд рублей в правительстве и получить добро на финансирование. Сделать это непросто. Но метромечта приобрела более зримые очертания. Хоть это радует.

Проекту омского международного аэропорта в Федоровке тоже два десятка лет. Его строительство, которое и раньше шло рывками, было заморожено в 1994 году по той же самой причине — отсутствие федерального финансирования. Региону собственными силами завершить «долгострой» как тогда, так и сейчас не под силу. В начале 90-х прорабатывалось несколько проектов с участием иностранных инвесторов. Но в силу ряда причин ни один из них до ума так и не довели. Федеральная собственность объекта — одна из причин. У Москвы, как всегда, были собственные виды и планы, а часто отсутствие таковых, на омский аэропорт. Но главная причина — огромные суммы инвестиций в завершение строительства. По некоторым данным, нужно порядка 150 млн долларов, чтобы в Федоровке наконец-то начали садиться самолеты.

На прошлой неделе наметился прорыв в решении и этого «бородатого» вопроса. В Омск прилетели руководители югославской фирмы «Планум Кипр ЛТД», готовые, в принципе, взяться за это дело. Вместе с представителями «Ленаэропроекта», которые давно занимаются «Федоровкой», они побывали на месте, встретились с губернатором. И судя по всему, в принципе, договорились о совместной работе. Особенно югославам понравилось, что региональные власти намерены не просто достраивать аэропорт, а сделать действительно международным класса «А», способным принимать любые типы самолетов. Для этого надо усилить уже сделанную взлетно-посадочную полосу и удлинить ее на 400 метров. По сути, «взлетку» надо делать по новой. Осталось главное -найти деньги для этого. Но как многообещающе сказал губернатор, у него уже есть несколько интересных предложений на этот счет от потенциальных инвесторов (московских банков и некоторых крупных зарубежных и отечественных компаний), заинтересовавшихся этим проектом. Если все срастется, то уже через три года, в принципе, Федоровка может принимать самолеты. Что ж, дай бог, полетим.