Недавно депутаты Законодательного собрания рассмотрели информационную записку Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, где, в частности, поднимался вопрос о деятельности омских националистов. «Омское движение РНЕ, — было указано в этой записке, — заявляя о своей… независимости от аналогичного объединения, возглавляемого Баркашовым, …практикует те же идеологические постулаты… без присущих баркашовым крайних форм… Деятельность омского движения РНЕ сводится к немногочисленным пикетам… где распространяются листовки, призывающие к росту самосознания русского народа». То есть фашизм и национализм в нашем городе не выходят за рамки закона и какой-либо серьезной опасности не представляют. Это официальная точка зрения, мы же решили узнать мнение простых омичей: что они думают о фашизме и национализме в городе в частности и в России в целом.
— Угроза крайнего национализма в России, несомненно, есть, — считает доктор наук, членкор Академии наук высшей школы Михаил Бударин, — хотя драматизировать ситуацию все же не стоит. В нашей стране, особенно среди старшего поколения, к фашизму откровенно презрительное отношение.
Наталья Горбунова, 30 лет, консультант по косметике.
— Фашизм, национализм? Нет, в нашем городе это не ощущается. Никак.
Асхат (имя изменено), казах, в этом отношении не столь оптимистичен. Может быть, потому, что с «наци» знаком не только по кинофильмам о Великой Отечественной.
— На некоторых из моих знакомых, возвращавшихся после дискотеки в ДК Козицкого (где собирается тюркоязычная молодежь), нападали неизвестные парни. Молодчики появлялись из сквера, что прямо напротив мэрии, и с криками: «Черномазые, убирайтесь!» принимались за избиение. На меня самого нападали бритоголовые. (Об этом диком случае, когда группа молодчиков жестоко избила парня лишь потому, что он казах, мы писали в одном из номеров нашей газеты.)
Взгляды Петра Радцига, бывшего врача «скорой помощи», на проблему фашизма чем-то перекликаются со словами Асхата. Хотя врач и считает, что особого национализма в городе нет, зато предпосылок для его возникновения более чем достаточно.
— У нас тяжело проходит любая политическая идея. В том числе и националистическая. Мы просто инертны, и это Омск спасало и будет спасать еще многие годы. Однако есть повод задуматься и нам. Что в Италии, что в Германии — везде фашизм поднимался после резкого социального расслоения в обществе. Способствуют этому также рост беспризорности и развращение молодежи с помощью СМИ. Ведь что на экранах видим — убийства, жестокость.