Десять дней назад в Новосибирске резко снизилась цена на 92-й бензин. Это последствие того, что по соглашению с ОПЕК Россия сократила экспорт нефти и это привело к резкому перетоку нефтепродуктов на внутренний рынок. Российский рынок неожиданно в буквальном смысле слова накрыло топливной волной. Складские помещения нефтяных компаний заполнены под завязку. Что называется, нет худа без добра: в кои-то веки Россия стала свидетелем игры на понижение цен! Конец января — начало февраля ознаменовался падением цен на бензин в 35 регионах страны. География падения цен стабильно ширится. Рекорд установлен в Тульской области — там цены на автомобильное топливо упали почти на 13 процентов. Не так стремительно, но все же ощутимо цена бензина снижается и у наших соседей. Здесь и прежде цены на автомобильное топливо были завидно ниже омских, а в последние недели и вовсе стали падать. В Екатеринбурге автолюбители радостно встретили падение цены за литр АИ-92 на полтинник. Сегодня здесь платят 7,30 за литр АИ-92. В Тюмени — 6,35 рубля. У наших ближайших соседей-новосибирцев цена на 92-й бензин десять дней назад упала до шести рублей. У нас же держится стабильно на 7,9 рубля. Близость «Сибнефти» обходится нам очень дорого. На фоне всеобщей радости российских автовладельцев омичи выглядят весьма уныло. Омским автолюбителям крупно «повезло» — они застрахованы от снижения цен на горючее. Им, пригревшим на своей земле одну из крупнейших нефтяных компаний «Сибнефть», уже не однажды приходилось жалеть об этом «родстве». Конечно, любая из нефтяных компаний не торопится отдавать топливо по бросовым ценам: нужно же как-то компенсировать потери от сокращения экспорта сырой нефти, но «Сибнефть» в изощренности им явно не превзойти. Даже на государственном уровне нет такой согласованной политики и позиций между властью и нефтяными компаниями, как в нашем отдельно взятом регионе. В Омской области цены на нефтепродукты регулируются не рынком и конкуренцией. Есть монополист — он и диктует. Наш топливный рынок тщательно охраняется от других поставщиков. Например, в том же Новосибирске есть возможность выбора: здесь широко представлена продукция «Сибнефти», «ЮКОСа» и «ЛУКОЙЛа». И «Сибнефть» идет на уступки: она поставляет соседям бензин с учетом наличия конкурентов, а значит, готова идти на снижение цен. Та же ситуация и в Тюмени, и в Екатеринбурге. Даже с учетом транспортных расходов бензин «Сибнефти» в этих городах значительно дешевле. В число «обделенных» попадает только Омская область, в которой зарегистрировано порядка 470 тысяч транспортных средств. Выбора у наших автовладельцев нет: омский рынок надежно закрыт для других нефтяных компаний по соглашению местной власти и «Сибнефти», и мы вынуждены довольствоваться тем, что имеем. Столбик цен на автотопливо замер на одной отметке и заметно превышает аналоги у соседей. Мы застрахованы от всероссийского бума падения цен и «утешать» себя можем только тем, что «Сибнефть» за наш счет компенсирует хоть какую-то часть своих финансовых потерь за пределами региона.