НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЛАК…

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЛАК…

На Омск хлынула очередная волна детской токсикомании. Новое поколение, тусующееся в теплоколлекторах, выбирает не клей "Момент" и бензин, а дешевый лак…

«Лакированные мультики»

— Ну как зачем мы нюхали? Галюны смотрели… — восьмилетний Сережа сидит на краешке стула. Заляпанная жирными подтеками куртка с чужого плеча прячет почти невесомую игрушечную фигурку мальчика. В глазах блеск стекла — Сережка еще не успел отойти от кайфа. На столе инспектора по делам несовершеннолетних завязанный узлом мешочек с лаком…

— Какие же галюны? — мягко спрашивает женщина в погонах.

— Ну, мультики…

— И что же ты видел?

— А эту, ну… Алису в стране чудес…

Вот так просто попасть мальчишке, явно отстающему в умственном развитии, в страну чудес… Лак, как выясняется, является прекрасным проводником в мир детской фантазии. С ним вовсе не нужно напрягать мозги, иметь развитое воображение. Все просто — нюхай и смотри «мультики»…

— Когда я только пришла на работу в подразделение по делам несовершеннолетних, было это в 1993 году, Омск переживал волну детской токсикомании, — рассказывает начальник первомайского специализированного детского подразделения Елена Садовская. — Потом на несколько лет все затихло. Встречались лишь единичные случаи. И вот опять новая волна…

— С какого возраста сегодня приобщаются дети к «лакированным мультикам»?

— К нам приводили и шестилетних ребятишек. По крайней мере, я более маленьких токсикоманов не видела.

— Отличается ли новая волна от той, что была почти десятилетие назад?

— Лишь средствами достижения кайфа. Тогда ребятишки нюхали клей «Момент» и бензин. Последний вдыхали порой прямо на автозаправочных станциях. Столько случаев возгораний было! Пропитается одежда парами бензина, кто-нибудь из компании чиркнет спичкой, и получается живой факел… Кажется, сегодня у детей нет денег на «Момент» и бензин. Дорого… Потому нюхают сегодня в основном лак. Видимо, его хватает надолго…

Впрочем, не все новое поколение выбирает лак. Кто-то по старинке в качестве дурманящего «напитка» употребляет бензин. Так что по-прежнему загораются в нашем городе маленькие факелы.

Этот случай произошел минувшим летом. Один из участковых оперуполномоченных Советского округа случайно оказался поблизости от гаражей, расположенных по улице Блюхера. Вдруг навстречу ему из кустов выскочил как раз один из таких маленьких факелов. Пламя охватило всю одежду и волосы девятилетней девчонки…

По счастливой случайности, все это произошло после дождя, так что луж вокруг гаражей было в избытке… Однако пламя удалось сбить лишь тогда, когда от одежды девочки остались лишь редкие лохмотья. Ребенок с ожогами шестидесяти процентов кожи попал в ожоговый центр.

Как впоследствии выяснилось, к трагедии привела детская страсть к бензину. Девочка вместе со своим старшим братиком уютно устроилась между гаражами посмотреть очередные «галюны». После прошедшего дождя было довольно прохладно. Так что решили ребятишки погреться у костерка… Вот только с дозой девятилетний ребенок перестарался. Девочке вдруг стало плохо, и она просто свалилась в костер. Пропитанная парами бензина одежда вспыхнула в одно мгновение. Старший братишка с перепугу рванул домой. И неизвестно, удалось бы спасти жизнь девочки, если бы мимо гаражей в то мгновение не проходил участковый инспектор…

Сколько же вот таких малышей, спрятавшихся от взгляда взрослых между гаражами и в теплоколлекторах, убивают сегодня свой интеллект дурманящими запахами? В голове скольких из них под воздействием паров лака и бензина начались необратимые процессы отупения? Об этом никто с уверенностью не скажет. Такая статистика в нашем городе, как, впрочем, и во всей России, просто не ведется… Проблема в том, что токсикомания по закону не является уголовно наказуемым преступлением. Соответственно не предусмотрены и меры воздействия…

— Все, что мы можем сделать в этих случаях, так это составить на родителей протокол за уклонение от своих родительских обязанностей — от воспитания ребенка, — говорит Елена Садовская. — Да и то лишь потому, что прокуратура пошла нам навстречу и дала на это добро. Как-то ведь надо со злом бороться…