Первые минуты — как на обычном уроке математики в обычной школе. Но потом началось что-то невообразимое: с десяток шестиклассников вдруг выбежали к доске и…
Алла ЧЕРТКОВА, Фото Сергея АНТОНЮКА
Девочка, чью голову венчала «корона», стилизованная под знак «минус», заливисто произнесла:
Если перед скобкой минус,
Он ведет себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
При этом «тасовала» одноклассников, которые держали в руках цифры, скобки, знаки равенства.
А другая ученица, с «плюсом» на голове, шутливо отпихивая «минус», назидательно прочла:
Ну а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит.
В течение пяти минут дети разыграли настоящий спектакль — математический пример, причем в стихах.
Сидящая передо мной на предпоследней парте Ксюша Фомичева шепотком повторяла рифмованные правила и при этом ни разу не ошиблась. А ведь сегодня она их слышала впервые. 5 марта в шестом втором проходил лишь первый урок на тему «Раскрытие скобок».
А вообще-то к стихам на математике дети уже привыкли. Ведь началось все еще в 1998 году. Тогда учителя школы Татьяна Михайловна Дульнева и Татьяна Николаевна Шинкевич при помощи спонсоров выпустили в свет книгу «Откровение», в которой собрали стихи поэтов школы. А чуть позже пришла мысль преподавать точную науку на лирический лад.
Понравилось всем: ученикам, директору школы Фаине Николаевне Абрамовой и, конечно же, родителям. Собственно, по их (родителей) рекомендациям я и оказалась на необычном уроке-представлении.
У ребятишек, разумеется, к подобным занятиям свой, я бы сказала, «меркантильный» интерес.
— Не надо зубрить, — говорит Настя Чугальская. — Запомнить и понять правила в стихах гораздо легче.
— И учиться так интереснее, — поддерживает подружку Ирина Зайкова. — У нас в классе ни одного двоечника по математике нет.
Сама преподаватель скромничает. Пока дети решают самостоятельную работу, рассказывает:
— Не я первая это придумала. Сейчас очень много учебников, где примеры, задачи изложены в стихах.
— Так вы по учебникам свои уроки готовите? Татьяна Николаевна рассмеялась, вспомнив, видимо, фильм «Волга-Волга»:
— Что хотите со мной делайте, но эту песню написала я. Конечно, то, что вы слышите, нельзя назвать высокой поэзией, но ведь у математиков и цель несколько другая: ребенок должен усвоить незыблемые правила точной науки. Рифма очень способствует этому.
Выясняется, что составление плана урока рифмованными строчками у Татьяны Николаевны получается само собой. Писать стихи начала еще в институте, и до сих пор частенько вдохновение приходит. Ее стихи пользуются большим успехом у родных, коллег и, естественно, учеников.