Еще в конце февраля заволновались рабочие 66-го цеха объединения «Полет», того самого, где делают самолеты. С ноября им на 30 процентов повысили зарплаты, но практически одновременно перестали их платить. Пролетарии сильно удивились, куда делись деньги за девять изготовленных за год самолетов Ан-3, и пригрозили прекратить работу до тех пор, пока им не отдадут четырехмесячную зарплату. Но у предприятия действительно нет средств, чтобы разом выплатить рабочим 23-миллионный долг, и руководство попросило дать ему какое-то время на добывание денег.
Руководители «Полета» объясняют ситуацию тем, что в ноябре ожидали увеличения финансирования из Москвы, но в связи со снижением цен на нефть и сокращением поступлений средств на «оборонку» из госбюджета, обещанная добавка перенесена на первый квартал этого года. А своих денег у предприятия, только-только начавшего вставать на ноги, в достаточном количестве нет. Рабочим было предложено не начинать волнения, а принять график погашения долга. Надо сказать, вполне приемлемый — до 10 марта руководство обязалось выплатить ноябрьскую зарплату, сразу после — декабрьскую, а до 1 апреля отдать остальные деньги. Трудящихся такой вариант устроил и, как стало известно, 6 марта после обеденного перерыва на «Полете» началась выдача денег. Сумеет ли администрация объединения справиться с жестким графиком погашения долга, покажет будущее.
Совершенно иными мотивами начать забастовку руководствовались водители и кондукторы ПАТП-7, которые в течение часа отказывались вывести на линию 80 автобусов. С февраля им подняли зарплаты на 25 процентов, начальство подумывало над тем, как бы увеличить их еще, но взамен справедливо потребовало большей отдачи от коллектива и с марта увеличило ему план выручки на 20 процентов. Это-то решение и было принято в штыки.
По мнению стачечников, доведенный план выполнить невозможно, а это автоматически лишит их премиальных, составляющих большую часть зарплаты. Однако руководство ПАТП абсолютно с этим не согласно, считая, что никакие особенные усилия для увеличения сборов не требуются, кондукторам нужно просто активнее бороться с безбилетниками и предъявителями фальшивых удостоверений. Этот аргумент должного действия не оказал, и тогда забастовщикам указали на то, что они грубо нарушают порядок разрешения трудовых споров, а это влечет за собой соответствующие санкции. К угрозе карательных мер трудящиеся отнеслись адекватно, и автобусы отправились по маршрутам.