Современные охотоведы тоже утверждают, что эти хищники наносят колоссальный урон российской фауне. А крестьяне с незапамятных пор держат волка за злейшего врага — нередко стая вырезала все стадо домашних животных.
Кроме того, зверь неравнодушен к своим собратьям: порвать собаку для него — одно удовольствие. Все легенды о пастушьих волкодавах гроша ломаного не стоят — говорят, не существует в природе такой собаки, которая могла бы в одиночку справиться с матерым волком.
В общем, волки — это большая проблема для охотничьего хозяйства. В Омской области их особенно много в северной таежной зоне, где имеется хорошая кормовая база — лоси и северные олени. Численность волков здесь довести до нормы очень сложно — в капканы попадаются единицы, а остальная стая спокойно скрывается в таежных дебрях.
Правда, этой зимой охотникам в Тарском районе удалось уничтожить десяток серых хищников. А недавно удачная охота случилась в Седельниковском районе. Туда, кстати, из Тарского района зашли дикие кабаны, и потому понятно было беспокойство за судьбу стада председателя правления облохотобщества Ивана Иванова, который сам является страстным поклонником охоты на волков и в течение последних двенадцати лет каждый февраль выезжает на север области исключительно с этой целью. Так случилось и в этот раз. Вначале охотники наткнулись на следы стаи, загнавшей на лед Уя лосиху и расправившейся с нею. С ходу попытка «разобраться» с волками закончилась неудачей — звери благополучно ушли в тайгу.
Опытные волчатники знают, что стая всегда ходит по большому кругу и обязательно через какое-то время вернется на место удачной охоты. Обычно это происходит после снежной бури, когда волки встают с лежки и делают очередной переход.
Так случилось и в этот раз — после первого же большого бурана в Омск позвонил лесник Владимир Эспе: «Есть свежий след!». Иванов вместе с опытным охотником на волков Петром Лымарем (на его счету больше сотни серых хищников) сразу же выехали в Седельниково.
— Очень опасались за стадо кабанов, — рассказывает Иван Иванович. — Волк выщелкивает даже крупных секачей, как семечки, — это знаем не только мы, но и местные жители, потому они всячески способствовали удачной охоте… По следам вышли на стаю, загнали ее в большой лес. Собирались навесить флажки, но после того как начали «обрезать» участок, неожиданно вышли на самих зверей. Дальше все было делом техники: на снегоходах выгнали стаю, и мне удалось одного за другим добыть всех шестерых волков. Видимо, охотничья удача повернулась в тот день к нам лицом…
Прав председатель правления охотобщества — на охоте без фарта никак.—Но, безусловно, сказался и большой опыт, специальная подготовка. Без досконального знания волчьих повадок справиться с этим очень умным, смелым и сильным хищником практически невозможно. А стая как раз выходила на место обитания кабанов. В общем, и кабаны сыты, и волки не целы…
Кстати, настоящих опытных волчатников в Омской области сегодня почти не осталось. Нет специалистов по летней охоте на логовах, нет охотников, специализирующихся по облавным охотам. Раньше государство в лице Госстраха выплачивало за добытого зверя неплохие деньги, в наше время ничего этого уже нет. Вот и множатся хищники на территории региона, безнаказанно истребляя диких копытных. А ведь на омский север завезены не только кабаны, но и маралы. Вырежут их волки — заметно обеднеет животный мир.
Правда, само общество охотников стимулирует отстрел серых хищников. Добытчики волков поощряются лицензиями на лося и косулю, крупные экземпляры скупаются по цене 1500 рублей для изготовления чучел в таксидермической мастерской. Такие изделия раскупаются очень быстро, поскольку по праву могут считаться украшением дома, где живет охотник.
Кстати, все шесть добытых в Седельниковском районе волков завидные особи. Областное общество охотников и рыболовов готовит их на выставку трофеев, которая состоится 16 мая в краеведческом музее. По мнению специалистов, среди них есть экземпляры, вполне достойные выставочных медалей.