НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ
Вопрос о реформировании всей энергосистемы страны, состоящей из 72 региональных энергокомпаний, что называется, назрел давно. С развалом СССР рухнула и единая энергетическая система, помогавшая решать многие проблемы с энергией как внутри России, так и в союзных республиках. Системы не стало, и каждому региону пришлось окунуться в омут самостоятельного выживания в период тяжелейшего экономического кризиса. Государство все это время, конечно, держало руку на пульсе российской энергосистемы, дотировало ее по возможности, затыкало дыры и бреши, пыталось акционированием (РАО «ЕЭС России», где 52% акций принадлежат государству) помочь отрасли выстоять в непростых переходных рыночных отношениях, стать рентабельной, чтобы, как локомотив, вытянуть из затянувшегося кризиса всю экономику страны… Все эти меры помогли сохранить энергосистему в целом, но для решения проблем ее развития, роста, модернизации стали нужны принципиально иные подходы к управлению энергетикой. Такие подходы, которые могли бы сделать отрасль инвестиционно привлекательной, укрепить ее материально-техническую, финансовую базу и направить в русло самостоятельного существования, не требующего дотационной бюджетной подпитки государства.
Перед РАО «ЕЭС России», в Совете директоров которой большинство мест занимают государственные деятели и министры Правительства РФ, президентом Владимиром Путиным была поставлена задача выработать программу реформирования отрасли и определиться со сроками ее прохождения. Более года все эти вопросы активно обсуждались на самом высоком уровне с руководителями субъектов федерации, экономистами и законодателями. В итоге в июле 2001 года премьер-министр Касьянов подписал Постановление Правительства РФ № 526, в котором обязал все субъекты федерации во второй половине 2002 года приступить к реформированию региональных энергосистем. Таким образом, реформирование РАО «ЕЭС России» стало государственным заказом, где немаловажную роль играет и восстановление синхронной работы с энергетическими системами стран СНГ — Украины, Белоруссии, Казахстана и многих других.
ОМСКИЙ ПРОЕКТ
На состоявшемся недавно в администрации Омской области совещании по вопросу реформирования АК «Омскэнерго» омские энергетики предложили разработанную ими схему концепции своего реформирования. На втором этапе реформирования центральное место в ней занимает создание совместного предприятия с ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», президент которой А. Рустамбаев и аким Павлоградской области Д. Ахметов дали принципиальное согласие на такое объединение и специально приехали в Омск, чтобы подтвердить свои намерения в администрации Омской области.
Президент «Евроазиатской энергетической корпорации» А. Рустамбаев:
— Для нас проект совместного предприятия с омскими энергетиками интересен с точки зрения расширения рынка сбыта своей энергии. Мы прошли через энергетический кризис пять пет назад и полностью реформировали казахстанскую энергетику. Сегодня мы производим электроэнергию с избытком и продаем ее всем, кому ее не хватает.
По мнению генерального директора ОАО АК «Омскэнерго» Александра Антропенко, взаимовыгодное сотрудничество с казахстанскими энергетиками позволит привлечь в регион масштабные инвестиции и снять накопившийся груз проблем с АК «Омскэнерго»: оно поможет обновить оборудование, избавиться от потерь в сетях, наладить должный учет теплоснабжения, уйти от перебоев в снабжении топливом и много другого, что пока не находит своего решения при несвоевременных платежах за потребленную электрическую и тепловую энергию и уклонениях от нее, принесших в минувшем году АК «Омскэнерго» убытки, превышающие 200 млн. рублей.
Проект реформирования предполагает прохождение через три этапа. На первом этапе в 2002-2003 годах предстоит реорганизовать компанию с выделением генерирующего предприятия, теплогенерирующей компании, сетевого предприятия и сервисных служб. Всем им предстоит повысить эффективность своей работы, стать самоокупаемыми, рентабельными, инвестиционно привлекательными объектами.
Принципиальная схема концепции реформирования омской энергетики на коллегии администрации Омской области была принята с предложениями более существенной технической доработки.
Заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России», председатель совета директоров АК «Омскэнерго » Вячеслав Синюгин:
— Предстоит серьезно дорабатывать проблемы, связанные с интеграционными процессами в Казахстане. Стратегическое направление, по утверждениям омского и павлодарского губернаторов, которое и я лично разделяю, представляется достаточно перспективным и интересным. Казахстанская электроэнергия более дешевая, уголь в Омск идет тоже оттуда, так что нужно чисто экономическое решение, которое либо принимается, либо нет. Есть целый ряд вопросов, связанных и с протокольным оформлением идеи, и с детальной разработкой возможных последствий. Но нельзя забывать, что интеграция с нашим южным соседом является далеко не сиюминутной задачей из тех, что связаны с реформированием.
Еще один момент. При разработке документа мы, видимо, не вполне учли особенности реформирования всего энергетического комплекса Омской области. Ведь существует целый ряд муниципальных образований — местные тепловые и электрические сети, генерирующие установки, так что необходимо как-то объединить процесс изменения энергетики всей области и преобразований в АК «Омскэнерго «.Должен быть разработан совместный проект. С учетом этих принципов мы и намерены проводить доработку концепции.
С моей точки зрения, одна из задач, которую ставило российское правительство при рассмотрении вопроса о реформировании энергетического комплекса страны, состоит в правильном и адекватном разъяснении населению цепей реформы, ее методов, сути и сроков. Ведь сама реформа направлена на то, чтобы обеспечить потребителю выбор, создать ему лучшие условия для выбора товара надлежащего качества по приемлемой цене.
Конечно же, все это произойдете за месяц или квартал, не за год, процесс этот достаточно длительный, растянутый во времени, но прошли его все развитые страны мира. Сделать так, чтобы было как можно меньше потрясений, для нас вполне реально.
По мнению многих специалистов из РАО «ЕЭС России», омский проект реформирования можно считать уникальным. Из тридцати уже предложенных Центру заявок на реформирование только омский проект предполагает восстановление синхронной работы со странами СНГ, в частности с Казахстаном. После доработок и более серьезного экономического просчета вариант омского реформирования энергетики к началу срока, определенного Правительством РФ, будет наконец принят, и начнется самая серьезная работа над его реализацией.