В АПРЕЛЕ в Москве пройдет чемпионат мира по плаванию, но известный омский пловец, заслуженный мастер спорта Роман Слуднов на него не поедет.
Мы решили выяснить, почему этот, один из сильнейших пловцов планеты, не полетит на такой важный спортивный форум. Отправились в бассейн «Альбатрос», где встретились с его мамой и по совместительству тренером Натальей Рощиной.
Зачем плыть для статистики?
— А что и говорить, — рассказывает Наталья Николаевна. — Мы уже приняли решение не ехать на «мир», а все потому, что подготовка была сорвана. С сентября бассейн «Альбатрос» на ремонте, и сыну приходилось плавать в тридцатишестиградусной воде. Потом Рома уезжал в Америку, где тренировался в одиночку. Нам ничего не оставалось, как только слать по факсу наставления по тренировкам. Ну и в добавок он потянул мышцы спины… Вот в общем-то и все причины. Ведь уж если участвовать, то нужно выигрывать, и обязательно с новым рекордом мира. А плыть просто для статистики — это уже не интересно.
— Неужели у столь именитого спортсмена может сорваться сбор из-за финансовых проблем?
— У нас в России все может. Это за рубежом готовы тратить на своих спортсменов миллионы долларов, а тут хоть бы на поездку найти. Выезжая на этапы кубка мира в Шанхай, мы практически все расходы взяли на себя. Две тысячи долларов из семейного бюджета — для нас это немало. Плюс поездка в Бразилию — тоже частично за свой счет. Этот финансовый вопрос один из самых актуальных, и я думаю, что в ближайшее время он должен быть решен. Иначе выступать будет очень сложно. Представьте, если бы у футболистов или хоккеистов сорвался хотя бы один сбор. Что бы было? А у нас сбор перед чемпионатом мира сорвался. Мы собирались провести его в горах, он был запланирован, но… Из-за нехватки средств не реализован.
Государственный человек
— То, что вы оплачивали поездки из семейного бюджета, это как- то окупалось?
— Об окупаемости не может быть и речи. Рома, в принципе, является государственным человеком. Государство должно его финансировать. Ведь если он привозит медаль с мирового форума или ставит новый рекорд мира, это не только для себя, но и для своей страны. А страна уж в финансовом плане не должна его обделять, она должна заняться его расходами.
— Считаете, Александр Попов тоже срывает свои сборы из-за отсутствия денег?
— О Попове я не могу сказать, информацией не владею. Просто думаю, его счастье, что он живет в Австралии и имеет преимущества, которых у Романа нет.
— Что ж вы не уедете за границу, там Слуднова просто бы боготворили?
— Знаете, предложений уехать много, и все они еще в силе. В Америку, например, которая во все времена скупала и скупает все самое лучшее. Мы считаем, что главное — это душевный комфорт. Уехать и найти лучшие условия можно, но будет ли спокойна душа? Если это случится само собой, если Рома там адаптируется, и произойдет этот выбор, то — да, а если нет…
— Ближайшие планы Романа?
— Подготовка к чемпионату Европы. На грядущий апрельский чемпионат мира сильнейший состав пловцов скорее всего не приедет. А вот на чемпионат Европы соберется вся европейская элита.
Только золото
— На следующей Олимпиаде Роман попытается завоевать золото?
— Сказать, что сын удовлетворен бронзовой медалью и не планирует ничего более, просто нельзя. Рома мечтает об очередной Олимпиаде и об олимпийском золоте. А что касается бронзовой медали, то любая олимпийская медаль -большая награда.
— Тяжело ли вам совмещать роль матери и тренера?
— Ну тяжело, это, наверно, не то слово. Я бы сказала, что сложно. Как любой спортсмен высокого класса. Рома — это, прежде всего, личность. В каком-то плане, мы друг друга дополняем, подпитываем и помогаем, ведь у нас вся семья спортсмены. Но чувство ответственности перед собственным сыном у меня действительно основательное. Даже та бронзовая олимпийская медаль не была запланированной. Мы планировали золото, и только. До сих пор этот груз ответственности лежит на мне, а ведь уже прошло столько времени.
— Кстати, почему вы решили остаться Рощиной, не взяли фамилию мужа?
— Потому что я первый мастер спорта в Омске, и моя фамилия мне всегда нравилась. Когда я выходила замуж, то условием моим было то, что я остаюсь под своей фамилией (улыбается).
Вера и дух
— Сейчас вы заслуженный тренер России, как и ваш муж. Не хотите, чтобы Рома добавил к своему званию заслуженный мастер спорта еще и заслуженного тренера?
— Нет. Категорически не хочу, чтобы мои дети (у Романа есть брат Артем, мастер спорта по плаванию) повторили наш с отцом выбор профессии. Этот путь слишком тяжел, а мои дети одарены не только, как пловцы. У них есть достаточно большой выбор профессий, в которых они могли бы состояться. К тому же не вижу педагогических наклонностей ни у Романа, ни у Артема.
— А какую профессию вы могли бы пожелать своим детям?
— По складу характера Роман мог бы заниматься и политикой, и экономикой, стать юристом или психологом. А что касается Артема, то у него чисто управленческий характер.
— Что вы желаете своим сыновьям в спортивном плане?
— Только достичь высот. И Рома, и Артем в состоянии это сделать. Я всегда им говорю, что нужно иметь два компонента, чтобы достичь вершины — это вера и дух. Мы пытались с детства закладывать им эти вещи. На сегодняшний день мои сыновья упорно стоят у этой вершины. И эту вершину им нужно преодолеть. В противном случае то время, которое затрачено, просто не оправдается.
За просто так
— Кстати, по улице развешено множество плакатов с изображением Романа. Это реклама мобильных телефонов?
— Это была акция городского департамента физкультуры и спорта. Вовсе не реклама. Просто не нашлось другой фотографии, вот мы и дали на эти щиты фото, где Рома с сотовым. А что насчет телевизионной рекламы, его просто попросили поддержать телефонную компанию. Это была в большей степени благотворительная акция, и ничего он за это не получил…
— Даже просто мобильник или бесплатное обслуживание?
— Совершенно ничего. Телефон он себе сам купил.
— А в какой-нибудь более серьезной рекламе ему предлагали сниматься?
— Роман достаточно сложно относится ко всем этим предложениям. В любом случае, он все решает самостоятельно, на нашем семейном совете это не обсуждается.
— А много ли чего обсуждается у вас на семейном совете?
— Есть некоторые вопросы. Мы вообще любим вечером после ужина посидеть за чашкой чая и поговорить о прошедшем дне. Можем поговорить и о спорте, и о жизни, и о какой-нибудь статье в газете.