Люди, собирающиеся лечь на рельсы, по уже сложившейся традиции вызывают сочувствие. Знать, не от хорошей жизни собираются. Наверное, зарплату не получают или тепла в домах нет. Беда припирает так, что от отчаяния — хоть на рельсы.
27 января в районном центре Оконешниково прошел митинг. О накале страстей на этом мероприятии можно судить уже по тому, что одна из выступавших пригрозила перекрыть Транссибирскую железнодорожную магистраль, если не будут выполнены требования собравшихся. А требовали ни много ни мало защитить гражданские права жителей района, ущемленные в ходе избирательной кампании в органы местного самоуправления.
Прошедшие выборы в Оконешниково запомнят надолго. Кульминацией кампании стало не само голосование, а тот факт, что местный избирком в последний момент отменил регистрацию одного из кандидатов — директора АО «Золотая Нива» Геннадия Руля. Это еще больше усилило конфронтацию между Рулем и вновь избранным главой местного самоуправления Александром Бесчастных. Страсти разгорелись не на шутку. Жители района разделились на два лагеря. Говорят, даже были случаи мордобоя между близкими родственниками из-за политических пристрастий. А в районном суде в настоящее время рассматривается пять «послевыборных» исков.
Прошедший митинг был организован в преддверии очередного судебного слушания по иску Геннадия Руля к избиркому. Процесс тянется уже более месяца. Оспаривается постановление избиркома «О факте подкупа избирателей». Причиной для отмены регистрации стало то, что от имени возглавляемого Рулем АО «Золотая Нива» раздавались продовольственные наборы: мука, водка, колбаса, консервы. Можно ли считать эти подарки попыткой подкупа избирателей, решит суд, но уже сегодня в районе распространяются слухи, что новые выборы состоятся в марте. И судя по тому, как ведут себя активисты из лагеря Руля, предвыборная кампания для них еще продолжается.
Если спросить жителей Оконешниковского района, что такое «черный PR», наверняка многие затруднятся ответить. Хотя прошедшая предвыборная кампания здесь была одной из самых грязных в области. Такого потока обвинений и опровержений не было нигде. Пожалуй, только специалисты могут по достоинству оценить то, что штаб Руля работал по самым современным и продвинутым предвыборным технологиям.
Геннадий Руль — человек очень заметный. Хозяйство, которое он возглавляет, известно по всей области, а о строящемся заводе по производству рапсового масла наверняка знают от Москвы до самых до окраин. Свою предвыборную кампанию Геннадий Александрович повел агрессивно и жестко. Упор делался на то, что не самый благополучный в области район может спасти только такой хорошо зарекомендовавший себя руководитель, как он сам. Вот лишь один тезис: «Хуже нашего района в области нет». А при нормальном ведении дел все можно исправить. При этом подчеркивается, что «Золотая Нива» пополняет районный бюджет на 30 процентов.
В своих выступлениях Руль очень часто и всегда убедительно оперировал цифрами. Однако цифры эти, мягко говоря, не всегда соответствовали действительности. В частности, что касается наполняемости бюджета. По данным налоговой инспекции, за 10 месяцев прошлого года ОАО «Золотая Нива» перечислило в местный бюджет всего 79 тысяч 100 рублей. Это в несколько раз меньше, чем некоторые другие, менее известные хозяйства. А доля «Золотой Нивы» в районном бюджете за последние четыре года колебалась от 1,3 до 2,4 процента. Это лишь один пример работы с избирателями.
Много разговоров ведется в Оконешниково о судьбе рапсового завода. Строят его уже 18 лет. Когда-то ожидалось, что это производство станет базовым в экономике района. Теперь же его перспективы весьма туманны. Для завершения строительства нужны инвестиции. Их нет. Отвечая на вопросы избирателей, губернатор области Леонид Полежаев сказал, что государство не может вкладывать деньги в частное предприятие. Делиться собственностью с государством Руль не хочет. А перед жителями района заявляет, что часть пакета акций принадлежит правительству РФ (!) и областной администрации. Но что характерно, доказывать в суде будто бы недвижимость и оборудование завода не являются частной собственностью его родственников, директор «Золотой Нивы» не стал.
И до выборов, и уж тем более после сподвижники Руля усиленно создают миф о том, что Геннадий Александрович незаконно преследуется властью: дескать, и начатая процедура банкротства «Золотой Нивы», и возбуждение уголовного дела — чистой воды фальсификация. При этом умалчивалось, что хозяйство Руля задолжало бюджету, по данным налоговой инспекции, более 2 млн. 300 тысяч рублей.
Что касается возбуждения уголовного дела, то тут разговор особый. Как показала проверка налоговой полиции, работники «Золотой Нивы» получали по документам лишь одну минимальную зарплату, то есть 83 рубля. С этой суммы платили налоги. Может ли такое быть в преуспевающем хозяйстве? У проверяющих были основания считать, что в акционерном обществе ведется двойная бухгалтерия и настоящие зарплаты выплачиваются из «черной кассы». Это и послужило основанием для возбуждения уголовного дела.
Картина получается по меньшей мере странной. «Золотая Нива» далеко за пределами района представляется оазисом благополучия, а на деле является заурядным должником. Возможно, именно этот факт стал причиной того, что Руля на выборах не поддержала Омская организация КПРФ. Хотя именно на таких кандидатов, вставших в оппозицию местной и областной власти, обычно и делается ставка. Как говорят местные коммунисты, поддержка такого кандидата могла бы подорвать доверие к партии. И тем не менее оппоненты признают его многочисленные достоинства, говорят, что Руль может убедить в своей правоте кого угодно, и вполне доверяют слухам о том, что директор «Золотой Нивы» вхож в кабинеты Госдумы, правительства и администрации президента. Он умеет повести за собой людей, действовать так, чтобы ему поверили. Однако одним лишь умением красиво говорить невозможно завоевать большую популярность среди людей. По-видимому, причины этой популярности не только в личности, а гораздо глубже.
АО «Золотая Нива» и другие принадлежащие Рулю сельхозпредприятия являются крупными арендаторами земли. Сегодня почти каждый сельский житель имеет свой пай земли в несколько гектаров. Обрабатывать эту землю самостоятельно могут только единицы. Все остальные — сдают в аренду. В соответствии с нынешним законодательством у нас появился целый класс своеобразных рантье. Поделить-то поделили, а что дальше? Дальше надо найти того, кто будет на земле работать. Получают от сдачи в аренду от полутора до двух тонн зерна в год. Для пенсионеров, бюджетников и безработных это неплохое подспорье в хозяйстве. Однако психология у такой аренды в некоторой степени иждивенческая и рабская одновременно.
В развитых странах тот, кто вынужден арендовать землю, попадает в зависимость от собственника. У нас же при нерешенном вопросе о земле — все наоборот. А вдруг не будут у меня брать землю в аренду — вообще ни с чем останусь. Так арендодатель попадает в зависимость к арендатору. Попробуй только заикнись, что в той же «Золотой Ниве» закрылся детский сад, развалили котельную, что нет автобусного сообщения — себе дороже обойдется. В результате руководитель хозяйства превращается в эдакого «князька». Он окружает себя приближенными, которым дает возможность хорошо зарабатывать. При этом неработоспособные и социально незащищенные жители попадают в кабалу. При этом кто-то верит в «доброго барина», кто-то нет, но от зависимости не уйдешь. От такого положения дел у руководителя возрастают амбиции. Создается государство в государстве с иллюзией полной власти на своей территории. Рядом с основным АО создаются частные предприятия. При этом общественной техникой обрабатываются площади, арендованные частным предприятием барина.
К примеру, в АО «Золотая Нива» уже несколько лет не проводятся собрания акционеров. А зачем отчитываться? Прав тот, у кого больше прав. Самомнение растет. Энергия брызжет. Можно и налоги не платить, а действующая районная власть — не указ. Будем разбираться своими методами. Можно предположить, что подобные ситуации складываются и в других районах области. В Оконешниково она — наиболее яркая. И все упирается в нерешенность вопроса о собственности на землю. Поделили ее, а настоящего хозяина все равно нет.
Сегодня в Госдуме опять поднимается земельный вопрос. Когда он разрешится, неизвестно. Можно ли развязать оконешниковский узел без нового закона? Ведь какое бы решение ни принял суд, противостояние директора «Золотой Нивы» и местной власти все равно продолжится. Для этого есть и экономические, и социальные предпосылки. И если областная власть не вмешается, люди действительно могут лечь на рельсы, защищая гражданские права и политические амбиции своего лидера.
Снять напряженность в сложившейся ситуации можно лишь одним способом: объективно ответить на все вопросы людей. А это вопросы о собственности, о нарушении закона, о действительной социально-экономической ситуации в районе и в отдельно взятом хозяйстве. Если существуют мифы, надо их разрушать, Чтобы не создавалось у людей впечатление, что власть в районе принадлежит конкретным лицам, устраивающим междоусобные разборки, а гражданские права жителей используются лишь как предвыборный инструмент.