ЛИФТ — МАШИНА ДЛЯ УДОБСТВА?

На прошлой неделе в городе случилось происшествие, чуть нe обернувшееся страшной трагедией. В доме по улице Волочаевской, 15е,оборвался лифт. В свободном полете он пролетел до шестого этажа и чудом за что-то зацепился, в лифте в это время находилась молодая девушка...

Внешне лифт выглядел обычно. Двадцатишестилетняя Татьяна Чернышева привычно нажала кнопку спуска, и… в лицо полетели какие-то доски, штукатурка… Дальше — ощущение свободного полета. И все-таки Татьяне в этот день повезло трижды. Во-первых, падение оборвавшегося лифта чудом остановилось. Во-вторых, повезло в том, что ехала она в лифте одна и что весит Татьяна не больше 50 килограммов — иначе рухнувший лифт на спасительном 6-м этаже просто бы не удержался. В-третьих, лифт устоял двадцать минут, ставших самыми страшными в жизни Татьяны, пока жильцы злополучного дома искали телефоны МЧС. Прибывшие спасатели вызволили девушку. Она осталась жива и невредима. Но в данной ситуации был наиболее вероятен другой исход…

Случившееся — не роковая случайность. Официальная версия пока сводится к тому, что виноваты какие-то мальчишки, кинувшие в шахту лифта палку, и сами жильцы, повредившие дверцу лифта. Детальное расследование случившегося, надо думать, еще впереди. Однако уже сейчас имеются факты, позволяющие усомниться в справедливости официальной версии. Лифтовое хозяйство города находится в бедственном и аварийном положении. Около 500 лифтов в Омске давно выработали свои технические ресурсы: по нормам срок эксплуатации лифта — не более 25 лет. Чтобы поставить новые лифты и провести качественную диагностику и ремонт тех подъемных устройств, что еще могут послужить, нужны огромные средства, которыми в полном объеме город не располагает. Установка нового лифта обходится в среднем в 400 тысяч, диагностика — в 2400 рублей за один лифт. Поэтому городу удалось заменить лифты только в одном доме — по ул. Чехова, 3. В остальных лифты периодически латают. Наибольшие проблемы возникают как раз в Центральном округе, где в домах установлены самые старые подъемные устройства. Что до лифтов в 9-этаж-ках по улице Волочаевской, то они давно уже имеют недобрую славу. Лифты эти — настоящие раритеты. Они были выпущены Никопольским заводом подъемных машин еще в 70-х годах, давно сняты с производства и открываются почти забытым способом — вручную. Естественно, никаких деталей и запасных частей к ним уже не выпускается.

Подобная городская рухлядь, когда она вовсе становится опасной, периодически опечатывается Гостехнадзором. Затем лифты включают снова, хотя понятно, что латать их до бесконечности невозможно. Лифты в злополучном доме по улице Волочаевской, 15е, не далее как в июне прошлого года прошли плановую диагностику и ремонт. (Кстати, были обследованы не все городские раритеты, на 26 лифтов не хватило денег). Считается, что после ремонта они должны без проблем пробегать еще годика 2-3. Однако лифт все-таки упал. Сейчас его ремонтируют и опять запустят. Лифты в других подъездах также не были остановлены…

Впрочем, для Татьяны проблема состояния лифтов уже не стоит вообще. Сейчас она принимает успокоительное и уверена, что в лифт больше не сядет. Никогда.