Правда, в первые годы с докладом о светлом будущем омского крестьянства любил выступать сам губернатор, теперь это поручается начальнику облсельхозуправления, вице-губернатору по сельскому хозяйству Виктору Белевкину. Но суть разговора остается прежней. Вот и на сей раз в докладе подводились итоги работы за прошлый год, о которых не знает разве только ленивый, перечислялись лучшие сельхозпредприятия, фермерские хозяйства области, и, конечно, отстающие акционерные общества и кооперативы, районы. А вот почему омское село сегодня прозябает и кто в этом виноват, из доклада вице-губернатора узнать невозможно, также как и из выступлений самих участников совещания. Потому как к трибуне были допущены люди, приближенные к власти, и говорили они опять же об «успехах», при этом не забывали по несколько раз поблагодарить губернатора за поддержку. Видимо, это уже стало входить в норму: не скажешь хороших слов в адрес обладминистрации, губернатора, ничего не получишь. А вот конкретно о том, почему в четверти и более деревень некоторых районов на фермах не осталось ни одной коровы, ни одного трактора и автомобиля, земля зарастает бурьяном, не было произнесено ни слова.
Разве можно мириться с тем, что три четверти сельхозпродукции, как отмечалось в докладе, в области сегодня производит пятая часть хозяйств? Однако вице-губернатор преподнес это как достижение. Не забыл сказать Виктор Белевкин, и тоже не без гордости, и о полученной в прошлом году прибыли. По его словам, в целом по области она равняется 330 миллионам рублей.
Что значит для АПК области эта цифра, лишний раз комментировать не надо. Этих средств не хватит и для того, чтобы каждому хозяйству приобрести по простенькому комбайну.
Но больше всего, пожалуй, удивил публику в зале своими откровенными, порой противоречивыми, высказываниями сам губернатор. Вызвали сочувствие у участников совещания и губернаторские слова о том, что за десять лет реформ омское село исчерпало свои производственные ресурсы. Но когда глава администрации, член Государственного совета начал говорить о «достижениях» области и сообщил, что она в производстве сельскохозяйственной продукции уже вышла на уровень 1989-1990 годов, в зале зашевелились. Однако это ничуть не смутило губернатора. Он продолжал развивать свою мысль, сведя все к тому, что в свое время советская статистика искажала данные, выдавая желаемое за действительное, считая-де каждый хвост, каждую сотку земли.
Наоборот! В то время некоторые ловкие хозяйственники всякими правдами и неправдами скрывали фактическое поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец, посевные площади. Да и частник со своим подворьем не высовывался. И как можно так бесцеремонно лгать, когда всем, от мала до велика, известно, что область с каждым годом утрачивает свой потенциал. Об этом говорят разваленные фермы, брошенные поля. Кстати, напомню несколько цифр. Если в 1990 году хозяйства области производили 1172 тысячи тонн молока, то в 2000 году получили только 367 тысяч тонн, или в три раза меньше. И существенного роста производства животноводческой продукции, в частности молока, в прошлом году по сравнению с 1999 годом тоже не было. Его произведено в области больше всего лишь на 0,4 процента. По каким каналам и потокам ушла эта продукция, неизвестно. Зато статистика сейчас работает точно. Но ведь сколько ни говори слово халва, а во рту слаще не будет.
Второй шумок в зале прошел после того, как губернатор начал выдавать «новости» о диспаритете цен. По его мнению, диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию у нас как будто и нет. Наши крестьяне, оказывается, наоборот, находятся в лучших условиях, чем на Западе. Мы, видите ли, уже достигли мировых цен на зерно, сравнялись с ценами европейского союза на молоко, у нас дороже, чем на Западе реализуется свинина, почти европейские цены на говядину, меньше платим за горючее, электроэнергию. И самое важное открытие — оказывается, русский народ очень любит правду, но ему не слишком нравится, когда ему говорят ее в глаза.
Вот только непонятно, почему за последние годы наш губернатор стал так горячо поддерживать крупнотоварное производство. Раньше он защищал столыпинские реформы, от которых отказалась в свое время даже царская Россия. Наверное, изменились взгляды, хотя, прямо скажем, в данном случае и это ничего хорошего народу не сулит. По крайней мере, все крупнотоварные сельхозпредприятия в скором времени перейдут в руки других собственников.
Открытым пока остается вопрос о земле. Четкой позиции на этот счет (а именно, кто станет владеть землей и будет ли разрешена ее купля-продажа) на совещании высказано не было. Ничего определенного по этому поводу не сообщил омским аграриям и депутат Государственной думы, бывший директор фирмы «Омский бекон» А. М. Подгурский. По его словам, вопрос этот находится в стадии подготовки, и этой весной Земельный кодекс может быть принят. Вот только какой, на пользу ли он пойдет крестьянству?
Да, селянину сегодня не позавидуешь. Средств на год областной и федеральный бюджеты выделят практически столько же, как и в прошлые годы. А это значит, при существующих объемах производства тот, кто ныне ходит в «передовиках», станет еще богаче, а тот, кто перебивается с хлеба на квас, может вообще оказаться без ничего, кроме того и без земли.
Так не лукавит ли перед омскими крестьянами местная власть?