ОМСКАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА РАБОТАЕТ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ

На ТЭЦ закончилось топливо, а вагоны с экибастузским углем не подавались железнодорожниками под разгрузку

16 мая 2002 года по инициативе генерального директора ОАО «АК «Омскэнерго» Александра АНТРОПЕНКО было наконец достигнуто соглашение между омскими энергетиками и ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога МПС РФ». За перевозку экибастузского угля омские энергетики будут рассчитываться по внутрироссийским тарифам. Правда, соглашение носит предварительный характер и действует с 15 апреля и до того момента, пока специальная правительственная комиссия по вопросам тарифного регулирования не определит окончательно размеры тарифов.

Напомним, что с 15 апреля 2002 года Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) применило к перевозкам экибастузского угля для нужд омской энергосистемы международный транзитный тариф (МТТ), который в 2,5 раза больше тарифа, действующего внутри России. Для этого энергетики должны дополнительно изыскать 536 млн рублей. Таких средств у АК «Омскэнерго» просто нет. Надо полагать, таким оригинальным способом омские железнодорожники ответили на решение РЭК Омской области об увеличении тарифа на электрическую энергию для тяги поездов до 61 копейки за 1 кВт/ч, которое было принято РЭК во исполнение правительственного постановления «Об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».

Надо заметить, что новый тариф для железнодорожников хоть и стал выше, но все равно остается льготным, поскольку остальные промышленные потребители платят сегодня 72 копейки за 1 кВТ/ч. И если Омское отделение ЗСЖД не было согласно с решением РЭК, то оно могло обжаловать его в Федеральной энергетической комиссии, а затем в суде. Вместо этого железнодорожники выбрали силовой способ решения проблемы: незаконно увеличили тариф за перевозку угля для АК «Омскэнерго».

Руководство энергокомпании в свою очередь направило заявления о недопустимости нарушения законодательства в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуру Сибирского федерального округа, прокуратуру Новосибирской области, в Новосибирское территориальное управление МАП России. Также были уведомлены областные и городские власти, Министерство по делам ГО и ЧС, поскольку неправомерные действия железнодорожников могут привести к серьезным последствиям для омской энергосистемы.

К 14 мая все запасы угля на складах омских ТЭЦ были израсходованы, поскольку Омское отделение ЗСЖД приостановило подачу вагонов с углем под разгрузку. Компания была вынуждена перевести работу ТЭЦ на аварийный режим, что стало реальной угрозой для энергетической безопасности омской энергосистемы. В связи с чрезвычайной ситуацией была ограничена подача электроэнергии. Пострадали, кстати, и сами железнодорожники. С 18.00 15 мая до 10.00 16 мая Энергосбыт АК «Омскэнерго» был вынужден ограничить подачу электроэнергии Омскому отделению ЗСЖД на перегоне между станциями Татарская и Калачинская. Видимо, этот факт некоторым образом умерил пыл железнодорожников. Если омская энергосистема даст сбой, то это создаст реальную опасность для того же Транссиба. Омские электростанции работают с колес. Надеюсь, что теперь поставка угля будет идти без перебоев, и омичи не станут заложниками амбиций руководства железной дороги.