МИССИЯ

МИССИЯ

Местом своего служения эти женщины выбрали Сибирь

Элизабет, Юлиана, Паулина, Мария и Катарина. Это имена пятерых сестер-монахинь, которые работают в Омском отделении католической благотворительной организации «Каритас». Отделение действует на территории нашего региона уже шестой год и за это время не одна тысяча людей из числа инвалидов, многодетных, малоимущих, всех тех, кому в нынешние, не будем лукавить, жестокие, времена особенно тяжело, смогла ощутить на себе поддержку и заботу «Каритаса». Что же движет иностранцами, которые терпеливо день за днем все шире разворачивают свою деятельность, ничего не требуя взамен? Кто они? Накануне Международного женского дня публикация об удивительных и, действительно, неординарных женщинах будет как никогда актуальной. Итак, давайте знакомиться…

Все эти женщины, выбравшие местом своего служения Сибирь, — монахини. Они являются сестрами различных монашеских конгрегаций. Каждая из них имеет образование и соответствующую специальность. Медсестра, педагог, теолог… В принципе, все католические монашествующие должны иметь профессию. Так положено, и без этого невозможно получить вечные обеты монашества. Долгий путь, долгие годы предшествуют принятию вечного обета. В течение нескольких лет сестры несут так называемое послушание. Степень послушания зависит от руководства конгрегации, которую в чем-то можно сравнить даже с армией. Куда пошлют — туда и должны ехать и работать сестры. Монахини работают в Африке, в Бразилии, многие из них находятся сегодня в «горячих» точках. А вообще, конгрегаций много и все они разные. Есть такие, где монахини носят специальные одежды и живут только в монастыре. Есть монашеские ордена, которые занимаются только педагогической деятельностью — в школах, в университетах. Есть те, кто занимается только бездомными. Сестры, работающие у нас не носят специальные одежды, их служение — помощь нуждающимся — деятельность мирская.

Сестры, а именно так принято называть монахинь везде в мире, приехали в Омск из разных монастырей. Опыт подобной работы до Сибири уже был у каждой из них. Но первоначально омский «Каритас» помогал малоимущим, выдавая только одежду и обувь, собранную добровольцами из Германии. Сегодня «Каритас», в котором более пятидесяти сотрудников из числа наших земляков, — это работа, разворачиваемая одновременно по нескольким направлениям. Среди них тесное сотрудничество с хосписом, собственный швейный цех, работа с детьми и подростками, центр «Мать и дитя» и многое другое. Ежемесячно около шестисот человек получают в «Каритасе» продуктовые наборы, составленные из шести видов круп и различных консервов, в соответствии с особой продовольственной программой, рассчитанной на поддержку малоимущих в холодные зимние месяцы. Горячий чай, бутерброды, бесплатная первая медицинская помощь для бедных — по всем округам Омска курсируют автомобили «Каритаса» с этим нехитрым, но таким необходимым набором услуг, к сожалению, востребованных с каждым днем все больше и больше.

С самого начала и по сей день омское отделение «Каритас» возглавляет сестра Элизабет. Энергичная, требовательная, прирожденный лидер, очень ответственная — все эти качества организатора гармонично сочетаются с безграничной добротой и терпением, которыми наделены все монахини. Элизабет, в отличие от остальных сестер, может быть строгой, но несправедливой — никогда. Она буквально «горит» на работе, она несет колоссальные нагрузки и пропадает в нынешнем офисе до глубокой ночи. Кстати, сегодняшнее здание «Каритаса» — третье по счету место дислокации организации. Первое располагалось в одном из общежитий в городке Нефтяников, затем был полуподвальчик на улице Пушкина. Нынешнее трехэтажное кирпичное здание на улице Звездова, в районе «Сити-Центра», куплено организацией на пожертвования, собранные в Германии. На эти же средства ведется сейчас и ремонт здания.

Рассказывает заместитель директора «Каритаса», Виктор Николаевич Ляпунов, или, как шутливо и ласково называют его сотрудники «Каритаса», — Брат:

— Я был в Германии. И могу сказать вам, что милосердие там закладывается с детства. С самого раннего возраста, почти с младенчества, дети учатся помогать, сострадать, делиться и всегда имеют пример для подражания, потому как добровольные ежемесячные пожертвования в каждой семье там — норма. Но это как бы только одно объяснение стабильной, постоянной помощи, которую оказывают нам немцы. Корни благотворительности уходят, как мне кажется, глубоко в историю. В Германии помнят и знают о прошедшей войне, помнят даже те, кто родился спустя много лет после нее. Чувство вины, передаваемое из поколения в поколение, пожалуй, один из немаловажных мотивов такой постоянной организованной помощи.

Слово «Каритас» ненавязчиво и невыпукло встречается довольно часто то там, то там, в городе и в области. Пять филиалов насчитывает омский «Каритас» в сельских районах. Спецзаказ — одежда для маленьких пациентов психбольницы на улице Куйбышева, сшитая в «Каритасе», оборудование для многопрофильной больницы на Левобережье, специальные кровати для маленьких пациентов ортопедического отделения областной детской клинической больницы, белье и препараты для обитателей хосписа — все это «Каритас». О хосписе вообще разговор особый. Этим направлением в католической организации занимается сестра Юлиана. По образованию она медсестра. Приехав сюда шесть лет назад в мае, Юлиана не покладая рук помогает нуждающимся и словом, и делом. Один из последних семинаров, который она проводила в хосписе для больных и, в большинстве своем, одиноких людей назывался «Достойно жить до последней минуты». Есть, оказывается, вещи, о которых мы не знаем, а надо бы знать.

— Много больных заброшенных, — говорит Юлиана, — мы покупаем им молоко, кефир, фрукты, но больше всего им нужно общение. Они хотят добрых слов, как дети — сладкого. Люди рады нам, я чувствую, что мы (а вместе с Юлианой работают в хосписе и добровольцы из числа омичей) им нужны. Я хочу сказать, что первоначальная атмосфера изменилась, там стало легче…

Юлиана рассказывает мне о женщине, за которой она ухаживала последние несколько месяцев. Омичка умирала от рака и у нее не было никого из близких, кто смог бы облегчить ее последние минуты. Юлиана стала для нее семьей, другом, добрым ангелом, и смогла дать умирающей то многое, что несомненно скрасило ранний уход из жизни. Таких трогательных моментов множество. Я спросила у Юлианы о трудностях, о том, что раздражает здесь, и к чему она не может привыкнуть. Сестра сначала не поняла мой вопрос. Само состояние раздражения ей незнакомо и непонятно.

— Мороз, климат — это немного сложно для нас, — сказала она. — А люди? Они, как бы это сказать, они неприветливы. В Германии скорее исключение, если встретишь угрюмого человека. А здесь это правило. Я бы хотела пожелать всем омским женщинам приветливости, благожелательности. Надо именно желать блага, и тогда сям будешь счастливее.

Юлиана улыбается, и становится похожей на солнце, столько добрых лучиков излучает она вокруг.

А вот другая сестра, Мария, — высокая, стройная шатенка, в окружении детей и подростков. Она работает в «детском» направлении и руководит детским клубом при «Каритасе». Возник он спонтанно, когда мамы приезжали за гуманитарной помощью, взяв с собою детей. Дети, ожидая родителей, начинали баловаться и шалить. Теперь же можно подождать маму, не только играя замечательными игрушками в уютном оборудованном зале, но и делая уроки в «тихой» комнате. А можно заняться бисероплетением, рисованием, различными поделками. Детский клуб — это праздники и походы, это музыкальные вечера и различные конкурсы. Это доброта и неистощимые выдумки сестры Марии и ее омской помощницы Натальи Алейниковой.

Доброта по сути своей не имеет национальности. Да и «Каритас» — организация католическая, но не религиозная. Возможно, поэтому наравне с сестрами работают здесь люди и других вероисповеданий. Есть и татары, и казахи, и русские. Главное — это умение работать и готовность помочь.

Я беседовала с сестрами и с теми, кто их окружает. Все очень дружны между собой и объединены не только общим делом, но и одним — добрым — взглядом на жизнь. О «Каритасе» можно писать много — о помощи детским домам, коррекционным школам, приютам. О тех, кого «Каритас» накормил, обогрел, одел и обул. Не хватит страниц газеты, чтобы перечислить все те добрые дела, которые творит эта католическая организация.

Но все эти дела были бы просто невозможны без «двигателей» «Каритаса», которые заводят и везут эту махину. Элизабет, Паула, Мария, Катарина и Юлиана. Улыбчивые, веселые, нормальные женщины, с которыми можно обсудить любую, самую-самую женскую проблему. Любят пельмени и уже привыкли к морозам, все умеют водить автомобиль и играют на различных инструментах. А еще, несмотря на годы, они потрясающе молодо выглядят. Незаметно, потихоньку, они преображают и наших соотечественниц, тех, кто рядом с ними. И считают, что нашим женщинам очень не хватает понимания того, что главная ценность их жизни — это они сами, что забота о себе — это не эгоизм. У женщины, которая уважает себя, заботится о себе, о своем здоровье, гораздо больше сил, чтобы заботиться о других.