Затея принадлежит человеку талантливому — художнику Карло Гагишвили. Год назад, решая вопрос, как с пользой не столько для себя, сколько для окружающих дорогих, любимых людей провести юбилей, свое 60-летие, Карло Элизбарович обратил свой взор к бытовавшей в России давно, еще в позапрошлом веке, форме салонных вечеров с созерцанием одной картины. Эта идея показалась ему привлекательной и плодотворной — раз в месяц созывать близких друзей, коллег, учеников и всех, кто искренне любит искусство, на вечер, где будет представлена одна картина. И таким образом, неспешно, углубленно каждый посетитель может «пообщаться на заданную тему» с художником, найти свои, личные, особые нити духовного родства с ним.
А Карло «просто так» говорить в своем творчестве не умеет и не любит. Он, человек общественного двадцатого века, всегда выбирал для творческого высказывания темы «больные», публично значимые. Многим памятен его монументальный триптих о революции. Среди новых работ Гагишвили, вошедших в цикл «Выставка одной картины», — «Россия. XX век», «Шутовство», «Масленица». В каждом из этих произведений сконцентрированы остро современные ощущения человека, живущего на разломе эпох, философское осмысление жизненных реалий, и все это выражено в пластических художественных образах.
Карло Гагишвили долго и плодотворно работал в театрах, в нескольких из них был главным художником. Посему не случайно для реализации проекта был выбран Дом актера. И совершенно закономерно цикл завершен работой абсолютно театральной — триптихом, когда-то сделанным на основе сценографии к пьесе Козловского «Эффект Редькина». В его основе — проблема из наших, российских, узнаваемых: как по-чиновничьи профессионально умеют у нас сделать из человека, предложившего полезное изобретение, символ, при этом ничего не делая для того, чтобы реализовать идею, улучшающую качество жизни.
Каждая премьера или представление картины прежних лет сопровождались салонным вечером — с художественным чтением, музицированием. На призыв Карло Элизбаровича с готовностью откликались и маститые (народная артистка России Валентина Шершнева, заслуженная артистка России Ирина Трусова), и совсем молодые таланты (Евгения Гришаева, Владимир Чеберяк), и целые коллективы (джаз-квартет Юрия Полякова, фольклорные ансамбли «Звонница» и «Жемчужинка»).
Итак, проект «Выставка одной картины» завершен, но с «Эффектом Редькина» зрители еще продолжают знакомиться. Создан вдохновляющий прецедент — «долгоиграющий» интерес к творчеству одного из художников. Конечно, ничего не стоит механически копировать, поскольку не каждый может явить публике такую многостороннюю одаренность и широту души, как Карло Гагишвили, но, думается, художественная жизнь Омска значительно обогатилась реализацией одной прекрасной идеи.