Судебные разбирательства вокруг судьбы трех депутатских мандатов изрядно затянулись. А без этой «троицы» горсовет никак не может избрать председателя и его заместителей (решение этого вопроса, по сути, является «точкой отсчета» в деятельности городской Думы). Группировки «народных избранников», находящиеся по разные стороны баррикад (шесть некоммунистов, восемь коммунистов), не могут набрать две трети голосов, чтобы «посадить в кресло» спикера горсовета. А без него, как известно, любое решение депутатского корпуса будет неправомочным.
Почему же так долго нет ясности в судебных делах? Похоже, «красная» оппозиция решила саботировать судебные процессы, регулярно не являясь на заседания в назначенный день и час. Более того, как нам стало известно из компетентных источников, к примеру, Г. Матвеева (14-й Октябрьский округ) просто не могут найти, чтобы вручить ему повестку, ни утром, ни днем, ни ночью. Что скрывается, чего боится?.. А коммунист Б. Бугаков (13-й избирательный округ) недавно, говорят, и вовсе решил «отодвинуть» суд: к заявлению об отпуске, подписанному всем заводским начальством, он передал судье ходатайство с просьбой отложить рассмотрение дела до тех пор, пока он не отдохнет. А как же сроки, установленные законом? А как быть с интересами избирателей? А каково тем (другим кандидатам, свидетелям, членам избирательной комиссии), кто приходит на заседания, не считаясь со временем?..
Почему же «зюгановцам» выгодно затягивать судебные процессы? Причин тут, видимо, несколько. Не исключено, что они рассчитывают при рассмотрении жалобы в Верховном суде РФ получить поддержку со стороны своего «высшего партийного руководства». Во-вторых, партийцы любой ценой стараются добиться отмены определения районных судов о запрете публикации итогов выборов на «проблемных» округах. А как только городская газета печатает черным по белому эти данные, отодвинутая в сторону троица коммунистов получает право голоса, занимает свои места в горсовете и без всяких заморочек усаживает в кресло председателя «нужного товарища». Главная сверхзадача таким образом будет решена, а там уже и ничего не страшно, даже если в районных судах вдруг признают, что в результате допущенных нарушений избрание этих депутатов является недействительным. Решение-то, принятое с их участием, уже не отменить…
А факты, заставляющие засомневаться в объективности результатов голосования в трех округах, увы, есть. К примеру, А. Адабир, глава Октябрьского округа, подал жалобу в суд на действия окружной избирательной комиссии, которая организовала работу вдень выборов таким образом, что избиратели были введены в явное заблуждение. На информационных плакатах в последний момент были заклеены фамилии претендентов, сошедших с дистанции, но таким образом, что листы с надписью «Снял свою кандидатуру» оказались прямо под фамилиями Адабира и Бугакова. Что же могли подумать избиратели, пришедшие с утра пораньше на избирательные участки? То и подумали… Практически до обеда на участках царила неразбериха, а в результате в урнах оказалось более 1600 чистеньких, незаполненных бюллетеней — не знали люди, за кого голосовать! Хотя обычно пустых бланков набирается от 300 до 500. Итоги выборов в тринадцатом округе привели многих в смятение, недоумение, негодование…
Нет удовлетворения от результатов голосования и у многих избирателей 14-го округа, где против М. Пенкина был использован весь арсенал грязных технологий: на всем протяжении предвыборной кампании дома и заборы в округе были исписаны непристойными надписями с упоминанием его фамилии. К сожалению, на жалобы бывшего депутата горсовета комиссия никак не отреагировала. Тут же было зафиксировано и другое нарушение. Как сообщили нам в горизбиркоме, основной соперник Пенкина Г. Матвеев, предваряя свою пропагандистскую акцию, уведомил комиссию об издании листовок тиражом в 500 экземпляров, на деле же этот текст трижды вбрасывался в почтовые ящики жителей, тиражом куда больше заявленного. К тому же первая партия печатной продукции стала расходиться до момента регистрации Матвеева кандидатом в депутаты… В Первомайском районном суде рассматривается иск Б. Панова. Суть его претензий заключатся в том, что буквально за четыре дня до выборов в официальном органе обкома КПРФ была напечатана откровенно ложная, порочащая его честь и достоинство, информация. Панов, понятно, не успел принять «ответные» меры, добиться публикации опровержения, а в итоге потерял голоса — причем голоса коммунистического электората, так как некоторые говорят, что он по своим взглядам и убеждениям остался коммунистом старой закалки… Казалось бы, эти дела выеденного яйца не стоят… А решений нет. Лишь в последние майские дни процессы сдвинулись с мертвой точки. Если в первой декаде июня они завершатся в районных судах, то можно ждать, что после обжалования в областном суде точки над «i» будут-таки расставлены. Но вряд ли это изменит сложившийся расклад сил в новом горсовете, поскольку не стоит ждать, что произойдет автоматическая замена одних фигур на другие. Победителей и побежденных не будет. Скорее всего результаты состоявшихся выборов будут признаны недействительными, а затем назначены новые. Перевыборы, скорее всего, состоятся уже в сентябре. И некоторые наблюдатели не исключают того, что до осени Омский горсовет так и останется без председателя. Хотя, как подчеркивают в горизбиркоме, и в нынешнем составе местная Дума вполне дееспособна. В рабочем порядке можно уже изучать документы, анализировать вопросы, которых накопилось — «воз и маленькая тележка». Можно — и нужно! — работать с избирателями на участках. Чем, собственно, и занимается депутатский корпус из числа некоммунистов. А вот у обладателей партбилетов, видимо, настроение не шибко рабочее…