Так, депутаты приняли пакет законов, касающихся муниципальной службы. Они разрабатывались долго и особенно тщательно. К их обсуждению в комитетах Собрания были приглашены все желающие и заинтересованные представители органов местного самоуправления как города Омска, так и сельских районов. Их интерес проявился хотя бы в том, что в законопроект «О муниципальной службе в Омской области» ко второму чтению было внесено более 80 поправок. Каждая из них внимательно и всесторонне была рассмотрена в комитете законодательных предположений, законности правопорядка. Были выслушаны и взвешены все аргументы авторов поправок. Более 20 поправок было внесено и в законопроекты «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области» и «О стаже государственной муниципальной службы Омской области». Горький опыт недавней омской городской неуправляемой вольницы многому научил. Самоуправление, подмененное самоуправством одного главного чиновника, ни к чему хорошему привести не могло.
Муниципальная служба — она и есть служба. Чиновник, поставленный на тот или иной пост, должен служить. С одной стороны, интересам людей, с другой — федеральным и областным законам, строго их выполнять, а будет так, что отступит от них, — должен нести ответственность. Именно на это и направлены законы, принятые депутатами Законодательного Собрания. Они внесут четкость в отношения между областными и муниципальными властями.
В окончательном, втором чтении приняты также законы, которыми внесены изменения и дополнения в действующие Законы Омской области «Об установлении ставок платы за пользование водными объектами на территории Омской области», «О погребении и похоронном деле на территории Омской области», «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» и ряд других. Все принятые законы будут опубликованы в ближайших номерах «Омского вестника».
Прошли первое чтение законопроекты «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Дорога в жизнь» на 2001 — 2003 годы», «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области» и другие.
Ряд представленных комитетами законопроектов депутаты приняли к дальнейшему рассмотрению. Но не все. Не принят, к примеру, законопроект, представленный руководителем депутатской группы КПРФ В. Н. Дорохиным «О внесении дополнений в Устав (Основной Закон) Омской области», Депутаты-коммунисты предложили дополнить статью Устава области положением о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания в случае его отзыва избирателями. Но дело в том, что порядок отзыва депутата в Уставе области не предусмотрен. Нет такого положения, к примеру, и об отзыве депутата Госдумы. Зачем фракции КПРФ понадобилось вносить такое дополнение в Устав области? Тем более что до новых выборов депутатов Законодательного Собрания остался год. За три года работы депутатов нынешнего созыва все они проявили себя только положительно: никто не потерял связь со своими избирателями, никто не нарушал законодательство, ни к кому не было серьезных претензий. Можно предположить, что введение такого института дало бы возможность тем же коммунистам инициировать среди избирателей отзыв того или иного неугодного им депутата, а попросту говоря, прикрываясь «мнением» группы избирателей, осуществлять политический нажим на коллег-оппонентов.
Свое дополнение в Устав области фракция КПРФ мотивировала тем, что это даст возможность избирателям «в полной мере реализовать свои конституционные права, осуществлять контроль за деятельностью депутата». Очень спорная мотивировка. Свои конституционные права избиратели реализуют в ходе выборов, а для контроля за работой избранного ими депутата существует множество апробированных форм: встречи и отчеты депутатов перед избирателями, их выступления в средствах массовой информации, выполнение наказов, просьб и жалоб конкретных людей и так далее. Депутатами, вошедшими в конфликт с законом, по решению Законодательного Собрания вправе заниматься правоохранительные органы. Так рассудило большинство депутатов, и представленный законопроект был отклонен.
Не принят к дальнейшему рассмотрению и еще один законопроект, разработанный лидером группы КПРФ депутатом В. Н. Дорохиным, — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Омской области в государственных средствах массовой информации». Подоплека данного документа также прозрачна. Причина его появления все та же — предстоящие через год выборы в Законодательное Собрание. Видимо, депутат Дорохин решил заранее подготовить законодательный плацдарм для будущего наступления на своих идеологических противников, поставить под контроль фракции КПРФ государственные средства массовой информации. По крайней мере, такой вывод напрашивается после внимательного прочтения законопроекта. Согласно этому документу средства массовой информации должны предоставлять депутатам и должностным лицам Администрации области «возможность выступления, назначения один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу. Время выступления… не может быть менее десяти минут… По настоянию депутата, должностного лица передача может быть осуществлена без предварительной записи (в прямом эфире)». Для печатных изданий регламент не менее жесткий: они должны предоставлять депутатам и должностным лицам слово на своих страницах «не чаще одного раза в месяц» (читайте — не реже одного раза в месяц). А теперь посчитаем. В Законодательном Собрании 30 депутатов, должностных лиц в Администрации области и того больше. Выпусков «Омского вестника» в месяц — четыре. Если представить, что законопроект, инициированный депутатом Дорохиным, прошел, то «Омский вестник» должен был бы в каждом номере отводить 15 — 20 страниц для выступления депутатов и должностных лиц. А по государственным теле- и радиоканалам с утра до вечера звучали бы голоса депутатов и только депутатов. Нет, этого представить невозможно.
Обсуждая представленный В. Н. Дорохиным законопроект, один из депутатов пошутил, что данный документ можно опубликовать вместо фельетона.
Законодательные Собрания и Думы областей и краев России обладают правом законодательной инициативы, могут разрабатывать и вносить в Государственную Думу законопроекты, касающиеся интересов всех регионов. И это делается. Ряд законопроектов подготовлен и направлен в Госдуму и депутатами нашего Законодательного Собрания. Но беда в том, что там, в Госдуме, они нередко залегают на долгое время. Чтобы дать им ход, депутаты субъектов Федерации объединяют свои усилия, поддерживают друг друга, выступают с единым мнением, побуждают федеральные власти обратить внимание на ту или иную проблему. Из московских правительственных и думских кабинетов региональные проблемы не всегда заметны, на местах они виднее.
На прошедшем заседании Законодательного Собрания Омской области депутаты поддержали законодательные инициативы своих коллег из Томской, Тульской, Нижегородской, Самарской областей и Краснодарского края. Вопросы и обращения местных депутатов к федеральным властям действительно актуальны: о принятии мер в агропромышленном комплексе, о поддержке отечественных сельскохозяйственных производителей, о государственном регулировании агропромышленного производства и ряд других. Все они поддержаны депутатами Омской области.
На заседании Законодательного Собрания рассмотрены отчет о работе Контрольно-счетной палаты Омской области, информация о выполнении областной целевой программ: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков на 1998 — 2000 годы», принят план законопроектных работ Законодательного Собрания на 2001 — первое полугодие 2002 годов.