Это повышение не предусмотрено в расчетах тарифов на электро- и теплоэнергию, введенных с 15.04.02. Дефицит средств в сумме 536 млн рублей энергетики могут компенсировать только за счет дальнейшего роста платы за свет и тепло. По расчетам экономистов, она возрастет на 13%. Незаконные действия ЗСЖД в отношении АК «Омскэнерго» ударят по карману омичей. Стоимость 1 кВт/ч для бытовых потребителей повысится до 63 коп. Промышленные предприятия будут вынуждены платить 81 коп. за кВт/ч. Действия Омского отделения ЗСЖД однозначно носят противоправный характер, в результате которых население Омска и области станет заложником амбиций железнодорожников. Все омские ТЭЦ по-прежнему работают в режиме «с колес», а в создавшейся ситуации могут вообще остаться без топлива, Омичи — без тепла и света. Средств на перевозку угля по таким ценам у АК «Омскэнерго» нет. К тому же энергетикам необходимо создавать запасы угля на отопительный сезон 2002-2003 года.
Действия железнодорожников противозаконны еще и потому, что с ноября 1998 года действует Предписание Государственного антимонопольного комитета РФ о прекращении применения МТТ. В ноябре 2000 года Президент России Владимир ПУТИН направил поручение в адрес Председателя Правительства РФ о прекращении практики взимания платы за перевозки железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении по тарифам МТТ. В разъяснении заместителя министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России А. ГОЛОМОЛЗИНА, поступившем председателю РЭК Омской области В.КОРОЛЕВУ 16.04.02. сказано, что тарифы на железнодорожные перевозки экибастузского угля для АК «Омскэнерго» должны осуществляться по внутрироссийскому прейскуранту. Но, несмотря на эти регламентирующие документы, Омское отделение ЗСЖД намерено остановить перевозки экибастузского угля в случае неоплаты по международному тарифу, о чем направило претензию в адрес компании.
Есть причина, свидетельствующая и о нарушениях этики деловых отношений со стороны ЗСЖД. Омское отделение не возвращает в Республику Казахстан порожние полувагоны из-под угольных маршрутов, отгруженных с ОАО «ЕЭК» разреза «Восточный» для АК «Омскэнерго». На имя генерального директора компании от начальника Павлодарского агентства грузовых перевозок К. БАЙМУСИНА пришло письмо, в котором сообщается, что в настоящее время в отделении перевозок имеется только 1400 порожних полувагонов при потребности в 3200. В письме, в частности, говорится: «Количество закольцованных маршрутов из полувагонов собственности Республики Казахстан с начала апреля снизилось по региону с 60 до 20 единиц. Сохранение такой ситуации сделает невозможным отгрузку угля потребителям России. Прошу содействия по срочному возврату казахстанских полувагонов в соответствии с существующими договоренностями».
На протяжении трех лет, согласно Постановлению Правительства № 1498 от 01.12.97 «О ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой железнодорожным транспортом», для ЗСЖД применялся льготный тариф. До 15 апреля 2002 года — самый низкий в России — 33,38 коп. за кВт/ч. Льготу за потребленную железной дорогой электроэнергию РЭК перекрывала за счет промышленных предприятий и населения, применяя механизм перекрестного субсидирования. Ежегодно такая «благотворительность» обходилась в 200 млн рублей. В 2002 году данное постановление было отменено, что позволило минимизировать рост тарифа на электрическую энергию для промышленных предприятий региона.
В связи с возникшей ситуацией АК «Омскэнерго» направила заявление о недопустимости нарушения закона в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуру Западно-Сибирского федерального округа, прокуратуру Новосибирской области. Заявление о вынесении предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства направлено в Новосибирское антимонопольное управление МАИ России. О возможности возникновения чрезвычайного положения из-за прекращения поставок угля руководство компании известило областную и городскую власти, а также Управление по делам ГО и ЧС Омской области.