Городок Нефтяников в Омске

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Первые трамваи в городке Нефтяников появились в середине 1960-х годов. Сейчас трамвайных путей у Дворца культуры имени Малунцева давно нет.

Я родилась в Омске в 1947 году, омичка уже в пятом поколении, мои внуки — в седьмом. Но так получилось, что почти вся моя жизнь связана с городком Нефтяников, куда мы с родителями переехали в 1954 году.

Двухэтажный дом из шлакоблоков по улице 20-го Партсъезда, где наша семья получила отдельную двухкомнатную квартиру, нам казался прекрасным. Ведь мы переехали из дома дореволюционной постройки, принадлежащего жилищному товариществу, где на четверых у нас была маленькая комнатка. Папа мой был инженером-строителем, и я знала, что он пошел работать на нефтезавод, чтобы получить квартиру. Мама моя строителем не была, но тоже устроилась работать в строительный трест. Все это и позволило нам получить квартиру в Омске, переживавшем жилищный кризис, в том числе и из-за эвакуированных к нам во время войны жителей Ленинграда, Запорожья и других уголков большой страны.
Условия в новом доме по тем временам были отменные: в квартире была холодная вода, водяное отопление, титан, который топили дровами, чтобы помыться, печка для приготовления еды. Правда, печкой мы почти не пользовались, готовила мама на керосинке. Помню, что уж очень радовались кухне (до сих пор о такой роскоши понятия мы не имели) и сараю во дворе, в котором хранились дрова. Детьми мы все время играли в сараях. Они часто горели, а мы как завороженные стояли в стороне и смотрели, как их тушат. Незабываемое зрелище!

Но, надо сказать правду, не все дома были такими замечательными, как наш. Первыми в Нефтяниках все же построили бараки, деревянные двухэтажки и так называемые финские домики, которые были без удобств и служили скорее временным кровом для своих жильцов. Кстати, бараки, в которых жили в основном вольнонаемные строители из Башкирии, Сызрани, Чеченской Республики, действительно впоследствии снесли, на месте одного из бараков, например, был построен кинотеатр «Кристалл». А вот финские дома и деревянные двухэтажки здесь стоят и сегодня. Не все до сих пор снесены и деревянные сараи. Вот только дрова в них уже не хранят.
На строительстве жилья в Нефтяниках работали заключенные. Стройки, где они трудились, обносили колючей проволокой. Нам достаточно было открыть форточку в своей квартире, чтобы дотянуться до нее. Это обстоятельство помогло моей няньке найти мужа: она вышла замуж за заключенного, с которым познакомилась и переговаривалась через нашу форточку.

Несмотря на то что мы жили в таком окружении, за нас родители не волновались, случаев хулиганства или чего похуже не было. Жили новоселы действительно очень дружно, практически одной семьей. Во многом это объясняется тем, что целые дома и даже улицы заселялись работниками одного предприятия. Улицы Энергетиков и Строителей были названы в их честь. Также такой сплоченности, жизнелюбию способствовало то, что все эти люди съехались из бараков, коммуналок, прогнивших домов и были счастливы оттого, что их жизнь налаживается, есть работа, жилье, перспективы.

Все производственные дела у нас дома обсуждались. Рулон с генпланом строительства городка Нефтяников остался у меня от родителей и хранился в нашей семье не одно десятилетие. Директор нефтезавода Александр Малунцев частенько бывал у нас в гостях. Помню, что он почти не выпивал, у него была язва желудка, но был очень веселым человеком, любил петь, танцевать, играл на музыкальных инструментах, мог на слух подобрать хоть арию из оперы. И вот как-то, решив станцевать в нашем доме лезгинку, поставил себе на лоб вазу. Во время танца ваза упала и разбилась. После этого Малунцев купил маме новую емкость для цветов. Пару раз я тоже была в гостях у Александра Моисеевича. Жил он скромно. Кроме хорошей радиолы производства рижского радиозавода и пианино, ничего достопримечательного в его квартире не было. Даже кровати в его доме были какими-то солдатскими. А вот книг в его доме было очень много, он обменивался книгами с моим отцом.

Надо отдать должное тогдашнему руководству, строилось в Нефтяниках не только жилье, но и школы, детские сады. Очень скоро здесь появились Дом культуры строителей, Дом пионеров, музыкальная школа. А в середине 50-х годов началось строительство Дворца культуры нефтяников. Какое-то время стройка была заморожена, поэтому открыли ДК только в 1965-м, и так совпало, что мой школьный выпуск был первым, кто отмечал в нем выпускной вечер.

Здание считалось модерновым и было едва ли не лучшим культурным объектом в городе. Здесь сразу появились цирковая студия, духовой оркестр, детские кружки, чуть позже на базе нашего ДК были организованы первый в городе театр балета, театр поэзии, театр юного зрителя, заработали хореографические, вокальные и фольклорные коллективы. Концертный зал к тому времени построен не был, и все приезжие знаменитости стали выступать в ДК нефтяников. Выступал у нас в ДК даже Кобзон.

Социальные объекты, как и само жилье, были приоритетными. Но омичи завидовали нам еще и по другой причине: заводчан снабжали разным дефицитом. По талонам можно было купить не только хорошие продукты, но и одежду, даже шубу, ковры. Также Малунцев был инициатором открытия в городке книжного магазина. Этим вопросом занимался лично: под книжный магазин была отдана трехкомнатная квартира, где в одной из комнат жила с семьей продавщица, в другой располагался торговый зал, а самую маленькую комнатку занимал склад. Собрания сочинений классиков литературы и другие чудесные издания выписывались из Москвы, и детьми мы буквально пропадали в книжном магазине, благо продавщица Надежда Ивановна нас привечала. Директор нефтезавода также открыл в городке Нефтяников шахматный клуб, отдав шахматистам очень приличное помещение. К сожалению, сейчас это помещение у любителей шахмат отобрали, в нем располагается обувной магазин.

Заботился руководитель предприятия о культурном досуге своих работников всегда, и даже во времена строительства завода. Дело в том, что в первые годы городской транспорт до Нефтяников не ходил, от городка Водников добирались сюда пешком либо на заводском автобусе. Поэтому для строителей, а потом и для самих заводчан организовывали культпоходы. Возможно это обстоятельство позволило мне долгие годы хранить самые теплые и светлые воспоминания о своем детстве, не позволило уехать из городка Нефтяников, остаться патриотом своего города.

№5 (25154), стр. 32