С 1 июня 2002 года вступило в силу постановление мэра об индексации тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения города Омска. Правда, о юридических лицах в нем не сказано ни слова, поскольку предпринимателям льготы не положены. Они оплачивают услуги по теплоснабжению в полном объеме. Однако, подписывая договоры на теплоснабжение с одним и тем же МУП «Теплокоммунэнерго», юрлица, в отличие от населения, платят за тепло по разным тарифам. Странно, что до сих пор никто из омских бизнесменов не обращался по этому вопросу в суд. А зря, пожалуй…
Как известно, тарифы на все энергетические услуги, в том числе и на поставку тепловой энергии, регулируются государством. Напомню, что тарифы для теплоисточников Омскэнерго устанавливает региональная энергетические комиссия. Для муниципальных котельных (МУ ПТСК и МУП «Теплокоммунэнерго»), а также ведомственных котельных, которые также поставляют тепло для городских объектов, тарифы устанавливаются местными органами власти. Согласно уставу города Омска, муниципальные тарифы утверждаются постановлением мэра. Суть этой преамбулы в том, что система ценообразования в теплоэнергетике жестко регламентируется законодательством.
Любой договор на теплоснабжение, заключенный любым потребителем с МУ ПТСК и МУП «Теплокоммунэнерго», будет считаться публичным в силу того, что по характеру своей деятельности теплоснабжающие организации имеют доминирующее положение на рынке (см. статью 426 Гражданского кодекса РФ). А теперь о главном. Цитирую ту же статью 426 ГК РФ: «Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей». Причем отказ от заключения публичного договора не допускается, а при необоснованном уклонении теплоснабжающей организации от заключения договора потребитель имеет право обратиться в суд и потребовать возмещения причиненных ему убытков (см. статью 445 ГК РФ).
Главный вывод из небольшого экскурса в российское законодательство: цена услуг должна быть одинаковой для любого потребителя теплоснабжающей организации. Как исключение цена может быть ниже тарифа, если есть льгота, но ни в коем случае не выше. А что мы имеем в Омске? У муниципальных поставщиков тепла имеется 19 котельных. Себестоимость производства тепла в каждой из котельных разная. К примеру, себестоимость производства одной Гкал тепловой энергии в котельной по адресу: Заслонова, 2 составляет 339 рублей, а в котельной поселка Дальний — 1317 рублей.
С одной стороны, дело понятное, первая котельная использует в качестве топлива природный газ, а вторая — мазут. С другой стороны, почему юридические лица, заключая договор на теплоснабжение с одним и тем же поставщиком, должны оплачивать его услуги по разным тарифам? Чем отличается предприниматель из поселка Дальний, который должен платить за тепло почти в четыре раза больше, от своего коллеги из другого района города? Если бы каждая муниципальная котельная была отдельным юридическим лицом — вопрос другой. А при сегодняшнем раскладе мэрия противоречит сама себе. Ведь для продажи населению стоимость тепловой энергии рассчитывается правильно, как средневзвешенная величина — 307 рублей за 1 Гкал. Предприниматели получаются потребителями второго сорта. Разве это не откровенное игнорирование норм ГК РФ?
Надо заметить, что цена вопроса для многих достаточно высока. Приведу маленький пример из жизни. Как рассказал корреспонденту «КВ» директор ООО «Домостроитель-Сибирь» Виктор ЧЕБАКОВ, затраты его предприятия на отопление составили за прошедший отопительный сезон сумму порядка 450 тыс. рублей. Общая площадь производственных и бытовых помещений ООО «Домостроитель-Сибирь» составляет 2 500 кв. м, расположено предприятие в Кировском административном округе, а тепло получает от котельной на ул. Мельничной, где стоимость одной Гкал 898 рублей. Согласитесь, если бы предприятие оплачивало тепло по средневзвешенной цене 307 рублей за одну Гкал, то его затраты на отопление были бы на порядок ниже.
Сам собой напрашивается разговор о нарушении норм федерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Тарифы на теплоснабжение для юридических лиц впрямую влияют на себестоимость продукции. Получается, что затраты на производство аналогичной продукции у одних предпринимателей выше, чем у других. Если я не ошибаюсь, то это как раз тот случай, который предусмотрен статьей 7 вышеназванного федерального закона, когда акты органов местного самоуправления ущемляют интересы одних хозяйствующих субъектов и создают более благоприятные условия для деятельности других, тем самым ограничивая конкуренцию на рынке. В общем, поводов для судебного иска к муниципальным властям вполне достаточно. Можно еще и в Омское антимонопольное управление за помощью обратиться. Такие вопросы всегда были в его компетенции.