ОМСКИЙ ХАКЕР-АСПИРАНТ ЗАКЛЕЙМИЛ ПИРАТСКУЮ ПРОГРАММУ И ТЕМ САМЫМ "РАЗВЕЛ" МОСКОВСКУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ ФИРМУ НА ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ.

ОМСКИЙ ХАКЕР-АСПИРАНТ ЗАКЛЕЙМИЛ ПИРАТСКУЮ ПРОГРАММУ И ТЕМ САМЫМ «РАЗВЕЛ» МОСКОВСКУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ ФИРМУ НА ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ.

То, что программа "левая", можно было заметить, даже не привлекая экспертов. Но чтобы установщик явно пиратской версии оставлял в компьютере свою визитку, называл себя, давал номер пейджера для связи, одним словом рекламировал свои услуги...

С таким нахальством опера отдела по раскрытию преступлений в сфере экономики столкнулись впервые. Быстро сообразив, что можно создать прецедент по раскрытию такого рода преступлений (в Омской области еще не проводились судебные разбирательства по статье о нарушении авторских прав — прим. авт.), милиционеры подготовили ловушку.

Потерял ключик

Компьютерным «вирусом» Максим заболел еще в школе. Это увлечение постепенно переросло в настоящую страсть и определило его дальнейшую судьбу. В 1994 году парень подал заявление в омский технический вуз на факультет «Радиотехника». Будучи на втором курсе обучения устроился программистом-консультантом в фирму «Индустрия финансис», где и подрабатывал до получения диплома специалиста. Позже контора объединилась с другой командой, создав предприятие «Имекс-минипак», что никоим образом не отразилось на компьютерщике, который тем временем продолжал обучение в родной альма матер аспирантом на кафедре «Автоматизация в робототехника», но по прежнему продолжал консультировать работников предприятия в использовании бухгалтерских программ. В то время на персоналках фирмы была установлена сетевая версия лицензионной программы «1C. Предприятие. 7.5» и Максим умудрился… потерять ключ аппаратной защиты, но с этого и завертелась история…

Наша справка

Программные продукты московской фирмы «1C.», кроме базовых версий, защищены от несанкционированного доступа электронным ключом, эдакой коробочкой в порту для принтера, без которого программа работать не будет. Однако хакеры наловчились обходить сей запрет установкой на жестком диске программы «эмулятор ключа электронной защиты» либо модернизировали исходный программный код. Такого рода деятельность неизбежно приводила к сбоям в работе программного продукта, что вызывало недоверие даже к лицензионной продукции «1C.». Но случаются исключения из правил, особенно когда за дело берется профи, для которого компьютер — открытая книга, а любимое развлечение — разработка учебных программ (привлеченные милицией высококлассные эксперты изумлено глядели на творения хакера-аспиранта, изучая изъятые у последнего «вещдоки» — начинку винчестера его компа — прим. авт.).

Искал клиентов через компьютер

Максиму крупно повезло, что бухгалтер была на больничном. А более никто постоянно не пользовался бухгалтерской программой. Тем временем аспирант скопировал эту версию на свой домашний компьютер и пару дней возился, взламывая коды, перерабатывая программу в совершенно другую версию. Ему это удалось как нельзя лучше, а главбух (женщина в годах — прим. авт.), только обрадовалась, обнаружив в программе новые функции. На изменение реквизитов и имени разработчика программы (вместо фирмы «1C.» Максим указал свои координаты — прим. авт.), никто внимания не обратил. Измененной версией на фирме пользовались почти полгода, за это время, во многом благодаря визитке в компьютере, у аспиранта стали появляться другие клиенты. Как правило, это были частные предприниматели, не желающие выкладывать довольно большую сумму за качественный программный продукт, а хакер за свои услуги брал едва десятую часть от его стоимости.

Поймали на «горячем»

Однажды с аспирантом связался через пейджер частный предприниматель, заинтересовавшись его предложениями. Они встретились, обговорили условия. На следующий день парень пришел в офис установить программу. На выходе его остановили сотрудники милиции, которые изъяли у хакера два винчестера (жестких диска) и денежное вознаграждение в сумме 500 рублей, как вещественные доказательства. Помимо этого все действия Максима по установке бухгалтерской программы были зафиксированы видеокамерой, предварительно установленной предусмотрительными операми. Следствие по делу вела Оксана Зотова, следователь городской прокуратуры, специализирующаяся па экономических преступлениях. Аспиранту предъявлено обвинение по части 1 статьи 146 УК РФ о нарушении авторских прав, а так же в части первой статьи 273, трактующей о создании, распространении и использовании вредоносных программ для ЭВМ. Ущерб московской фирме, нанесенный хакером, был оценен более чем в 500 тысяч рублей. Материалы переданы в областной суд.