Действительно, депутаты оперативно, без каких-либо обсуждений проголосовали за назначение первых 24-х кандидатов на эти должности. Неясно, правда, когда эти мировые судьи смогут начать плодотворную работу, ибо не везде еще созданы для них необходимые условия.
Еще в кратких отчетах, прозвучавших по радио и ТВ, в качестве важного документа назывался закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах области, представленный г-ном Салюковым, свежеиспеченным зампредом комитета по социальным вопросам. Однако, по мнению некоторых депутатов, это скорее декоративный, пустой закон, который вряд ли сыграет какую-то роль в охране наших природных лечебных ресурсов. Тем более что сам г-н Салюков в своем выступлении признал, что у нас в курортно-санаторной сфере за последнее десятилетие «все разграблено, растащено», осталась лишь надежда на будущий более жесткий федеральный закон…
На самом же деле основными, ведущими в повестке дня июньского заседания ЗС стали законы, способствующие укреплению позиций исполнительной власти. И, прежде всего, вызвавший наиболее оживленную перепалку закон «Об администрации Омской области», о чем электронные СМИ, обслуживающие губернаторскую команду, не обмолвились и словом. Знаковое, надо сказать, умолчание.
Названный закон был принят в первом чтении с полгода назад, еще прежним составом депутатов. Уже тогда депутаты-коммунисты высказывали возражения по ряду его пунктов, противоречащих федеральному законодательству. Но, как повелось, их не приняли во внимание. Закон вынесен на второе чтение почти в том же «сыром» виде. Причем, предваряя обсуждение, г-н Гусев, заместитель начальника главного государственно-правового управления обладминистрации, заявил: надо принять поправки губернатора, а вот поправки депутата Мельникова — отклонить! Это прозвучало как своего рода директива всем депутатам.
Между тем депутат из группы КПРФ Александр Мельников, юрист с большим опытом, столь основательно изучил и критически оценил этот документ (подготовил целых пять страниц поправок к нему), что потом даже г-н Варнавский отдал должное его работе. Выступая на заседании, Александр Дмитриевич предложил вообще снять этот закон с рассмотрения, детально проработать его в комитетах, либо провести депутатские слушания, а уж затем принимать решение. Свою позицию он аргументировал тем, что по целому ряду статей закон противоречит Конституции РФ и федеральным законам, в нем смешаны понятия, касающиеся системы и структуры органов исполнительной власти. По его мнению, получается, что у нас губернатор, подобно восточному хану или эмиру, является единоличным правителем, а вот правовые рамки такого органа, как администрация области, четко не прописаны, она, по сути, сегодня нелегитимна. Депутат привел и такой аргумент: по данному поводу было десятка два запросов в Конституционный суд от регионов, по ним есть определения высшего конституционного органа в пользу федерального законодательства. Неужели руководство Омской области желает получить подобный же вердикт Конституционного суда России? В поддержку предложений А. Мельникова выступили депутаты С. Новиков и С. Андрушко.
Однако и на сей раз здравый смысл в стенах Законодательного собрания не восторжествовал. Даже полноценной дискуссии, несмотря на призыв г-на Варнавского, не получилось. Депутатам-гендиректорам явно нечего было возразить на аргументы депутата-юриста Мельникова. Пришлось спикеру самому защищать плохо проработанный документ, попутно обвиняя коллегу в том, что он, дескать, да разобрался в понятиях «губернатор» и «администрация». Не сильно поддержал председателя и заместитель прокурора области г-н Кочергин, заявивший, что их поправки и предложения к этому закону учтены лишь частично. Но затем выручил депутат Шишов, как всегда вовремя подавший реплику: мол, депутат Мельников «вносит лишь неопределенность в наши законы», надо отклонить его поправки — и работать дальше. Ну а в качестве «тяжелой артиллерии» на сей раз выступил первый заместитель губернатора г-н Третьяков. По его мнению, дискутировать тут вообще не о чем, все законы Омской области прошли соответствующую экспертизу, никаких нарушений в них не было. А потому депутатам нечего сомневаться, надо смело голосовать и за этот закон.
Что в точности и было исполнено. Провластные депутаты дружно нажали на кнопки и 20-ю голосами против пяти приняли закон «Об администрации Омской области», предварительно отклонив почти все поправки депутатов из группы КПРФ. Естественно, не стали они затем рассматривать и предложенный тем же депутатом А. Мельниковым проект закона «Об утверждении схемы управления Омской области». И тут своего рода «отмашку» перед голосованием дал депутат Шишов.
Так что высшее должностное лицо области, он же губернатор, осталось вполне довольно результатами работы своих депутатов. Конструкция его единоличной власти осталась непоколебленной. Ну а если потом центр укажет на какие-либо несоответствия в законах, их можно будет поправить. Это ведь не грозит никакими последствиями.