Май имеет обыкновение тревожить души поэтических натур. Он беспокоит их, влечет, манит куда-то. Все переживается острей и интенсивней. Сошлемся на завораживающие, полные тайны, чудные стихи А. Блока:
«Май жестокий
с белыми ночами!
Вечный стук в ворота:
выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность.
Гибель впереди!»
Не стал исключением из этого правила и член Союза писателей России поэт Юрий Перминов. В майской книжке лучшего журнала страны «Наш современник» (редактор поэт Станислав Куняев) на нескольких страницах вышли его талантливые стихи как признание творчества сложившегося самобытного поэта из Омска. Однако, в мае же к нему раздался блоковский громкий «стук в ворота: выходи!» Вышел — оказалось, судебный исполнитель принес повестку в суд.
Правду сказать, иск был предъявлен не за его стихи, а по его журналистскому материалу, что, впрочем, неразрывно связано.
Иск поэту предъявила другая тонко чувствующая натура, автор нескольких книг, хотя еще не член Союза писателей, популярная телезвезда регионального масштаба — губернатор Леонид Полежаев. Сочинения свои он издал, между прочим за пределами Омска, даже в Нью-Йорке, и «посему Омское книжное издательство (и вся культура) влачит унизительное существование» (газета «Время» за 23 мая 2002 г.). Губернатор требует «взыскать с ответчиков (газета «Омское время» и Ю. Перминов) в счет компенсации морального вреда, выразившегося в нравственных переживаниях по поводу публикации порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений 100 тыс. рублей».
Дорого нынче стоят «нравственные переживания» омского губернатора, а мы-то все переживаем бесплатно: нищету, недоступность лекарства и лечения, хамство власти, мордобой детей и женщин силовыми органами… Дорого, но не дороже денег. С писательницы Тамары Саблиной в этом же «жестоком» месяце за аналогичные сердечные страдания он тоже затребовал 100 тыс. рублей, с историка Владимира Фоменко 100. Круто получается: чуть там попереживал, понервничал губернатор — плати ему на валерианку, да потребляет ее он, видать, не маленькими пузырьками, как простые граждане, а цистернами, бочками, баррелями. С таким здоровьем ему бы где-нибудь на Средиземном море находиться, «где оскорбленному есть чувству уголок», рядом с виллой Аллы Пугачевой («Чудо остров, чудо остров, жить на нем легко и просто»), а ему приходится психовать из-за нас на грязном и обмелевшем Иртыше.
Обиделся он на Ю. Перминова, когда тот в своей статье «Подлая власть за подлые деньги» (28 марта 2002 г.) высказал ряд предположений, включая это: «По словам Полежаева, выходило, что тысячи омичей, отдавших на выборах в городской Совет свои голоса за коммунистов — это стадо безмозглых баранов. Но бараны-то как раз не они». Казалось бы, что уж тут так сильно переживать: ведь не самого губернатора он бараном обозвал, а высказал мнение, что тот относится к сторонникам коммунистов, к народу как к баранам. (Но если разобраться, что греха таить, мы сплошь и рядом таковыми и являемся: систематически голосуем за своих грабителей-олигархов, отдали им все народное имущество, нажитое десятками поколений наших русских предков, отдали им даже недра, а теперь отказываемся и от земли, позволили развалить могучую страну СССР).
Впрочем, чем плох баран? Баран (самец овцы), в конце концов, не самое худшее животное. Компьютер выдает, что в Библии слово «баран» встречается четыре раза, а «овцы» -214 раз и ни слова плохого в их адрес, даже наоборот. Процитируем Евангелие от Матфея (гл. 25, стихи 31-34): «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей… и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других. Как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет царь тем, которые по правую сторону Его: — «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!..» Дальше разъясняется, что царство Божие наследуют те, что накормили алчущих, напоили жаждущих, одели нагих, сострадали узникам.
Таким образом, по классическим библейским представлениям, именно овцы (барашки, агнцы) наследуют царство Божие и название это не обидное, обидно попасть в среду «козлов», олицетворяющих сторону дьявольскую.
Ему бы, губернатору, не в суд подавать за «баранов», а ответить словами Иисуса Христа: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах…» (Иоанн, гл. 10, стихи 11-13). Не может, однако, сказать этого наш «пастырь» уже хотя бы потому, что количество овец в Омской области при нем стремительно сокращается и в прямом, и в переносном смысле. Население области вымирает со с скоростью 8-9 тысяч человек в год, а про овец и говорить страшно. Количество овец сократилось за время правления Л. Полежаева почти в 25 раз: было более 600 тысяч, осталось почти 25. Статистические данные, впрочем, можно было бы и не приводить, а достаточно процитировать стихи Ю. Перминова:
«Горьки пейзажи нынче и просты.
На три версты — могилы
да кресты,
И так — вокруг всего большого города».
Исчезают в первую очередь, конечно, «овцы». А не «козлы».
Итак, 25 тысяч реликтовых животных приходится на 2,2 млн. человек. На душу населения, точнее на его тело, приходится приблизительно восьмидесятая доля овцы. Если съесть всех овец сразу (и навсегда), то каждому алчущему едва ли достанется по одному шашлыку! Если же учесть, что кормить приходится также уйму гостей бесконечных форумов, симпозиумов, конференций, «соборов» и военных выставок с их несметным количеством шпионов, то многим «овцам» достанется только запах жареного мяса.
Может и его не хватить, все будет зависеть от того, откуда ветер дует: если с «долины нищих», то повезет. В США семья непременно имеет к празднику индюшку, во Франции — курицу. У нас впору добиваться мясного эквивалента птички колибри (вес от 1,6 до 20 г).
Сам губернатор все же питает личный интерес к баранам. Журналист Б. Ф. Супрунюк в своей книге «Матерый маршрут, или По ком тюрьма плачет» сообщает, что на фестивале «Душа России» в Исилькульском районе Омской области Л. К. Полежаев, появился в национальном казахском чапане и продемонстрировал умение в ритуальном убийстве и разделке барана.
Поэтическое воображение Ю. Перминова в упомянутой статье увело его во времена пещерности, дикости, патрициев, куда он помещает, в частности, и свой персонаж. В этом другая претензия Л. Полежаева. Резкая метафора? Но достаточно полистать статсборники по Омской области, чтобы убедиться, что, к примеру, лошадь (на радость бы С. Есенину) вновь становится основной тягловой силой в деревне, заменяя трактор, что приметами дня стали массовое пьянство, сквернословие, преступность — чем вам не дикость. Региональные каналы телевидения, как и центральные, насаждают садизм, половые извращения, преступные способы обогащения.
Защита чести, достоинства и деловой репутации путем запрета и опровержения отдельных фраз в газетах — напрасные хлопоты в казенном доме. Возмущаясь теми или иными сравнениями, истец, как это ни парадоксально, вовсе не возражает против глобального обвинения, внесенного в заголовок: «Подлая власть за подлые деньги». Что же получается? Он пытается защитить только себя, ничуть не заступаясь за власть? Теперь порочность власти настолько очевидна, что с этим не спорят даже самые высокопоставленные ее представители. В некоторых случаях они даже согласны, что власть подла, но, мол, сами чиновники святы. Вот с этим нельзя согласиться. Нынешняя власть подла потому, что и законы подлы, и многие чиновники не лучше.
Каким будет исход предстоящих судебных слушаний? Недавно установленный судьям оклад в 38 с лишним тысяч рублей (ссылаюсь на «Советскую Россию», № 58) не повод для оптимизма. Кое-кто, возможно, считает себя обязанным перед «сильными мира сего». Но это уже урон репутации…
Во времена оно все было гораздо проще, чем в нашей истории с Юрием Перминовым, баранами и губернатором:
«И вовсе не было суда
иль трюка,
Вошли без стука, почти
без звука,
Пустили в действие дубинку
из бамбука —
Тюк! — прямо в темя —
и нету Кука».
Есть у кого поучиться.