ДУША ЗВАЛА К ХОРОШЕМУ

ДУША ЗВАЛА К ХОРОШЕМУ

В одном из четырех уютных залов городского музея "Искусство Омска" (Куйбышева,48) разместилась выставка произведений художника Юрия Давыдова

Посвящена она 70-летию омской организации Союза художников России и называется «Проверено временем». Хотя можно было бы назвать и так — «Начало пути». Несмотря на явное противоречие, и то и другое названия одинаково точно выражают идею нового выставочного проекта.

«Начало пути» — потому, что на выставках (их будет несколько: проект рассчитан на длинную, почти годовую дистанцию) зрители увидят работы, созданные известными омскими художниками в самом начале их творческого пути.

«Проверено временем» — потому, что путь этот начинался давно, несколько десятилетий назад. Срок достаточный, чтобы понять, выдержало ли то или иное произведение искусства испытание временем, способно ли оно вступить в полноценный творческий диалог с новым поколением зрителей, для которых 60-70-е годы XX века (уже прошлого!) — глубокая древность.

Творчество Давыдова подкупает добротой. Она исходит буквально от каждого полотна. Будь то «Пастух» или «Портрет молодого человека», «Баба Маня» или «Портрет женщины с красными бусами». Можно долго вглядываться в «Северный пейзаж», «Алтайский мотив», «На Байкале» и поражаться точно подмеченным штрихам из жизни простых тружеников полей, степей, гор и «славного моря». Не оставит равнодушным картина «Разговор» из серии «На Севере далеком». А как мила «Практикантка»! Трогательны «Флоксы»! Что ни холст, то иное настроение, но пронизано написанное художником каким-то внутренним жизнеутверждающим светом.

Сам по себе Давыдов — очень интересная личность. Он родился в 1932 году в Иркутске, где закончил художественное училище, после которого сразу был направлен по путевке комсомола в авиационный техникум. Потом была служба в армии, где Юрий не однажды участвовал в художественных армейских окружных выставках, в фестивале молодежи Украины, во Всеармейской выставке в г. Москве, В 1960 году Давыдов приезжает в Омск и с головой погружается в работу в здешнем отделении Художественного фонда РСФСР. Спустя год впервые участвует в областной художественной выставке. В возрасте 36 лет входит в Союз художников СССР.

Он писал много и талантливо. Можно даже сказать, смело. Никогда не работал на заказы. Не терпел их. Создавал то, что просила душа. Видимо, поэтому его картины, подкупая чистотой, восторгом творческого полета , экспонировались еще при жизни художника на многочисленных солидных по уровню выставках. Не единожды — в Москве, Ленинграде, в Барнауле, в Томске, Кемерово, были его полотна и в Будапеште. Многие произведения Давыдова находятся в частных коллекциях России, Германии, Канады, Израиля, Японии.

В пятидесятидвухлетнем возрасте Давыдов перенес инсульт: отказала правая рука. Пришлось учиться писать левой. То, что им создано за период болезни: многочисленные пейзажи и натюрморты, было представлено за два года до кончины на выставке в галерее имени Врубеля.

Давыдов оставил после себя огромное количество картин, которые, как свидетельствуют его современники, он не стремился особо демонстрировать. Он их даже редко подписывал.

У Давыдова есть чему поучиться. Ну, во-первых, степенности, соразмеренности, с которой отображена эпоха шестидесятых-восьмидесятых годов. Может быть, превалируют они потому, что в его полотнах зачастую дана жизнь деревенских жителей, а не суетная городская. Даже если всмотреться в написанную гуашью картину «Вести с фронта», то нетрудно заметить, сколько в ней деревенской мудрости, сдержанности и чистоты. Собрались в основном старики да бабы вокруг радиотарелки в одной из просторных изб и внимают голосу Москвы, затаив дыхание. По лицам можно легко читать: каждый живет надеждой на Победу, верой в нее и в счастливое завтра, что оно обязательно наступит.

Еще одна картина завораживает. Называется она «Однополчане», написана, как и «Вести с фронта», в 1995 году, когда автору жить оставалось всего лишь год. На картине -два товарища, два ветерана. Один растянул меха гармони, второй, опершись на костыль, слушает мелодию. Лица старых солдат на удивление спокойны, лишены героического пафоса, показушности: это лица тех, кто честен и смел был в любом бою, а наград и почестей за это не требовал, даже и не помышлял о них. Но они, глядя нам прямо в глаза, как бы спрашивают: мы мир отстояли, а что же делаете вы, чтобы его укрепить? Что с Россией происходит? Сдается она ворогу лютому без боя…

Увиденное на выставке впечатляет, побуждает задуматься об утраченном, сопоставить вчерашний день и сегодняшний, проанализировать грядущее. Отрадно, что были и есть среди мастеров кисти люди, способные заставить человека думать. Причем глубоко. Зрить, как говорится, в корень.