Конечно, не случайно губернские власти решили вынести разговор о социально-экономическом положении Большеуковского района на заседание коллегии обладминистрации. Оно вызывает тревогу. По данным, представленным экономическим комитетом, в районе продолжают развиваться такие негативные тенденции, как отток населения в другие районы области и за ее пределы, миграция на тюменский Север за «хорошими заработками». А то население, которое остается на родине, постепенно стареет. По уровню рождаемости Большеуковский район находится на 30-м месте в области. За последние десять лет в итоге углубления перечисленных выше демографических тенденций население района уменьшилось на 10,5%, или на 1200 человек. Для такого района, как Большеуковский, это очень много.
Отрицательные демографические тенденции — словно отражение в зеркале тех кризисных явлений, которые в течение десяти дет происходили в экономике района. И, увы, до сих пор ситуация в агропромышленном комплексе не стабилизируется. Его убытки в прошлом году составили 9,8 миллиона рублей.
По мнению заместителя председателя экономического комитета обладминистрации Вячеслава Власова, раздробленность организаций, занимающихся заготовкой дров, переработкой древесины, отрицательно сказывается на использовании лесных ресурсов. Так и не запущенная в действие технологическая линия по переработке торфа в гранулы сдерживает выгодный для района переход на собственную топливную базу. Сдерживает выход района из затяжного кризиса и состояние дорожного хозяйства. Как признался глава администрации Большеуковского района Сергей Казначеев, в самую отдаленную деревню района, находящуюся в 80 километрах от Больших Уков, он до сих пор ни разу не съездил — нет дороги.
Ну а коль экономика в плачевном состоянии, то откуда взяться средствам на строительство жилья для тех же учителей и врачей, в кадрах которых район очень нуждается? Где черпать ресурсы для благоустройства райцентра, сел и деревень? Ведь если ставить перед собой задачу сменить демографический вектор с отрицательного на положительный, поставить заслон на пути миграции населения из района, то проблема благоустройства тоже выдвигается в первоочередные. Имея же в годовом бюджете всего-навсего 16 миллионов рублей, из которых своих, собранных внутри района, меньше пяти миллионов, даже одну из обозначенных приоритетных задач трудно решить в ближайшей перспективе.
И все же экономический комитет области видит свет в конце «большеуковского тоннеля». В последнее время руководство района более заинтересованно и принципиально подходит к решению экономических и социальных проблем. Ищет и находит пути поддержки инициативных руководителей хозяйств, фермеров. Не считает для себя зазорным держать совет с теми управленцами, которые заняты в сфере практической экономики. Вместе решили и впредь держать курс на развитие мясного животноводства, разведение племенного скота. Сама природа создала здесь наиболее благоприятные условия для этой отрасли сельского хозяйства. Попытки предыдущих лет вкладывать средства в развитие товарного растениеводства, молочное животноводство долгожданных доходов так и не принесли. Даже в прошлом году, когда в некоторых южных хозяйствах области урожайность зерновых перевалила за 40 центнеров с гектара, в Большеуковском районе получили в среднем всего по 14. Да к тому же пшеница здесь даже в благополучные годы рождается со столь низкой клейковиной, что никак не годится для выпечки хлеба. Даже смысла нет предлагать ее на продажу -никто не позарится. Но в качестве фуражного зерна и пшеница местная, и рожь, и овес были и будут большим подспорьем для кормовой базы.
Правда, для того, чтобы увеличить поголовье крупного рогатого скота в ближайшие 2-3 года, большеуковским животноводам придется расширять базу кормопроизводства и в другом направлении — как можно больше выращивать белковых сельскохозяйственных культур: рапса, гороха и так далее.
Но в том, что взятый в районе курс на развитие мясного и племенного животноводства верный и сулит выход на прибыльную экономику вместо нынешней убыточной, можно уже не сомневаться. Доказательство тому — эксперимент на базе животноводческого комплекса в Уралах. За небольшой временной промежуток здесь было сформировано маточное стадо крупного рогатого скота в сто голов, и в январе 2002 года среднесуточные привесы молодняка составили уже больше одного килограмма. Это — рекорд. И уже в этом году хозяйство планирует выйти как минимум на безубыточный финансовый результат. Для этого, кроме постоянного повышения среднесуточных привесов, у хозяйства есть и другие резервы — новые технологии кормопроизводства, экономия электроэнергии. Здесь уже за счет этого сократили ежемесячные платежи в «Омскэнерго» с 75 тысяч рублей в месяц до 5 тысяч.
На фоне этих результатов с трудом верится в то, что еще каких-то два-три года назад Уралы в Большеуковском районе называли » пьяной деревней», «бесперспективной». Каким образом произошло сказочное превращение деревни с дурной славой в одно из передовых хозяйств Большеуковского района? Благодаря опять же «человеческому фактору» — приходу на должность директора — толкового, переживающего за общее дело руководителя — М. В. Кузнецовой.
Есть отдача целенаправленной работы администрации района с кадрами управленцев и в некоторых других хозяйствах АПК.
А вот на таком, казалось бы, тоже перспективном направлении, как производство собственного топлива на базе местного сырья, — большие пробуксовки. Богатейшие запасы торфа, сравнимые по теплотворной способности с серым углем, так и лежат на болотистых землях мертвым грузом. А район тем временем продолжает завозить на зиму твердое и жидкое топливо из Омска. Пока это топливо для проведения зимовки доставляется в Большие Уки автомобильным транспортом, оно становится поистине золотым.
Между тем готовность технологической линии по производству торфяных гранул оценивается специалистами в 90 процентов. Чтобы она заработала, нужно устранить выявленные в процессе пробного запуска технологические недочеты. А для этого нужны средства. Но из-за того, что законсервированное производство является собственностью «семи хозяев», никто не спешит вкладывать средства в то, чтобы оживить «мертвый груз». Вот если кто-нибудь со стороны вложит в это перспективное дело инвестиции, то на дивиденды от производства наверняка много претендентов объявится.
Первый заместитель губернатора Валентин Третьяков, подводя итоги обсуждения на коллегии первого вопроса, высказал иную точку зрения. Если экономический комитет обладминистрации считает, что переработка торфяных месторождений — действительно, перспективное дело, сулящее району значительную экономию бюджетных средств, то надо брать его под свой патронаж. Если же и дальше оставлять его на попечении местных властей и тех частных лиц, которые уже приложили к этому руку, то еще долго придется ждать положительных результатов. Так в свое время было с Тевризским газоконденсатным месторождением. Пока администрация Омской области не стала осуществлять кураторство над проектом его промышленной разработки, месторождение «молчало».