В кадетской часовенке тесно. Новенький иконостас занял значительную часть помещения. Именно в этом небольшом и новом здании остро чувствуется воинское богатство корпуса. До истории здесь, кажется, можно дотянуться рукой… Дотянуться в прямом смысле этого слова. По обеим стенам часовни на простеньких щитах — фамилии героев. Слева — списки выпускников, награжденных Императорским военным орденом святого великомученика и победоносца Георгия, справа — фамилии людей иной эпохи, Героев Советского Союза и Героев России… Между теми и другими один шаг и десятки, сотни лет неспокойной истории…
За каждой фамилией стоит война. Покорение Средней Азии (1850-1870 годы), Русско-турецкая война (1877-1878), Халтикинская экспедиция (1880-1881), китайское восстание (1900), Хивинский поход, Гражданская, японская, Первая мировая, Вторая мировая… И кровь нового времени: Афганистан, Таджикистан, Чечня… Разбросало воспитанников Кадетского корпуса, а впоследствии и выпускников Высшего общевойскового командного училища по всему свету. От Китая до Аргентины полита земля кровью омичей. И как часто люди, взбегавшие по одним и тем же потертым ступеням в жизнь, оказывались по разные стороны от линии фронта…
В начале двадцатых годов минувшего столетия известнейшее в России военное учебное заведение отправилось в эмиграцию. Вначале был Шанхай, потом Югославия. Многие выпускники встретили Вторую мировую именно здесь, на Балканах… фашисты пообещали им, русским, дать возможность сразиться с коммунистами. Некоторые из бывших выпускников корпуса согласились… Правда, отправить их на Восточный фронт немцы так и не решились. И, видно, неспроста… Тем не менее «повоевать» с коммунистами югославскими воспитанникам корпуса все же пришлось.
История есть история… Переписать набело ее невозможно. Эта страничка является исключением из общего правила… Для большинства воспитанников корпуса фраза «жизнь Отечеству, честь -никому» не пустые слова…
Вячеслав Волков. Два Георгия этот человек получил за одну кампанию. В конце декабря 1877 года под Артаганом он участвовал в конной атаке на колонну турецкой пехоты. Сотня Волкова порубила роту и взяла трофей — знамя 8-го Константинопольского полка. За совершенный подвиг Вячеслав получил Георгия четвертой степени. А буквально через несколько дней за успешный бой под одной из деревушек Волков был награжден Георгиевским крестом третьей степени.
Вообще среди наград, в основном, «офицерские» кресты. Но есть в этом правиле исключения. Были случаи, когда кадеты, естественно, еще не имевшие офицерского звания, во время школьных каникул отправлялись… на фронт. Напрашивались в части, где служили их родственники или друзья. Такое практиковалось в Первую мировую и Гражданскую войны.
Конечно, русские офицеры детей своих берегли. В штыковые атаки на неминуемую смерть кадетов не бросали. А к концу каникул командующие фронтами издавали приказ вернуть молодежь обратно в учебные заведения.
В смутное время после октябрьского переворота подростки с императорским вензелем на погонах убегали в бело-партизанские отряды. Весьма показательна судьба Якова Васильева. Не окончив пяти классов, в 1918 году он оставил корпус. Сбежал от советской власти в белый отряд. Через некоторое время Якова вернули назад. Спустя год молодой человек взял свидетельство об окончании шести классов и отправился на фронт. За взятие пулемета в одной из штыковых атак сын войскового старшины получил Георгиевский крест четвертой степени. Немного погодя был представлен к такой же награде третьей степени.
Всего же сегодня известно о более чем сотне выпускников, награжденных Георгиевскими крестами различных степеней и Георгиевским (Золотым) оружием. Впрочем, в списках представлены далеко не все отличившиеся.
— Мы знаем далеко не обо всех выпускниках, награжденных в 1916-1917годах, -рассказывает историк Владимир Шулцяков. — Кроме того, в ряде белых армий в годы Гражданской войны также практиковалось награждение отличившихся. О многих из них мы по-прежнему ничего не знаем. Но все же тот список, который собран, — это глыба, основа. В дальнейшем дополнять его можно по крупицам. Необходимо работать в центральных московских архивах. Добросовестно листать дело заделом, выбирать… Правда, на это нет финансовых средств. Ведь такая работа займет не месяц и не два…
Непросто обстоят сегодня дела с восстановлением памяти о выпускниках-Героях Советского Союза. В списке не многим более семидесяти человек. Но это лишь часть награжденных. Проблема в том, что в годы Великой Отечественной в Омске располагались кроме нашего Общевойскового командного училища Томские и Иркутские ускоренные офицерские курсы. Одна вывеска сменялась другой, и в этой неразберихе главная сложность…
А вот Героев России пока трое. Последний из них, Михаил Чуркин, представлен к награде в начале этого года. Представлен посмертно…
Вот что написано о нем в одной из армейских газет. «Во второй половине февраля десантникам одной из частей Уральского военного округа была поставлена задача провести разведку местности в районе Аргунского ущелья… Действовали по отработанной схеме. Оставив боевое охранение, разведгруппы направились по намеченным точкам. Группа Михаила Чуркина прошла не более двухсот метров…
По словам разведчиков, боевики зашли со стороны скального участка. Закрепились. Подпустили разведдозор на расстояние выстрела из «подствольника»… Но просчитались в одном, они были уверены, что разведчиков немного…
У капитана Чуркина оставались лишь секунды, чтобы назвать тех, кто должен был вместе с ним занять оборону. Но реально бой смогли вести лишь трое. Пятеро бойцов в первую же минуту получили ранения. Пуля задела и Чуркина…
— Всем отходить! Вынести раненых! Я прикрываю… — это была его последняя команда…»
Те несколько минут, последних в его жизни, которые Михаил подарил своим солдатам, оказалось достаточно, чтобы вынести раненых…
Боевиков с высоты выбили. Тех, кто прикрывал отход, — капитана Чуркина и младшего сержанта Дмитрия Шектаева — спасти не удалось…
Есть у ступеней и лестничных площадок Омского кадетского корпуса одна замечательная особенность. Выполненные из металла, они не менялись с тех самых пор, как было построено здание. Чеканные узоры на железных плитах местами полностью стерты ногами поколений. Лестница эта помнит поступь мальчишеских шагов всех тех, кто взбегал по ней к своему подвигу.
Сегодня принято разделять историю корпуса на дореволюционный и послереволюционный периоды, выпускников -на красных и белых, советских и российских офицеров… Но лестница сумела объединить всех. Многие поколения она вела столь различных людей к одной цели — служению своему Отечеству.