ПРАЗДНИК С НАДЕЖДОЙ

В Рождество Христово 2001 года митрополит Омский и Тарский Феодосий совершил чин малого освещения самого большого и Сибири храма и отслужил в нем первую Божественную литургию

7 января всегда будет престольным праздником Христорождественского собора, отныне кафедрального, то есть главного в епархии. Последние приготовления к празднику продолжались в Сочельник до позднего вечера. Работали строители и их добровольные помощники, среди которых была даже старушка, по случаю такого события проделавшая долгий путь из северной деревеньки.

Утром храм встретил омичей аллеей из елочек, иллюминацией, поздравлением с Рождеством. Внутри он оказался убранным сосенками и хвойными гирляндами, а иконы — вышитыми полотенцами. Многие омичи были удивлены, увидев над алтарем музейный экспонат — икону Виктора Васнецова «Снятие со Креста». Это копия с той, что выставлена в Музее изобразительных искусств им. Врубеля после реставрации. Специально для нового собора копию сделали в мастерских Исторического музея и буквально несколько дней назад привезли из Москвы.

На первой литургии в храме было около 2000 омичей, гораздо больше, чем предполагали архитекторы. И далеко не все желающие смогли сюда попасть в это праздничное утро. Нужно было прийти пораньше, чтобы оказаться в числе счастливчиков. Первая служба — это еще и проверка акустики. Пять хоров, духовных и светских, принимавших в ней участие, подтвердили: она хороша. Не случайно о зданиях с совершенной акустикой всегда говорили: как в храме. Но имели в виду церкви старой постройки. Сегодня очевидно, что навыки и мастерство не утрачены.

Христорождественский собор во многом стал образцом строительства. По отношению людей к делу, качеству. Может быть, и оттого, что в самом начале возведения храма все рабочие, кто был не крещен, пожелали пройти таинство крещения?

История храма на Левобережье очень коротка и тем тоже замечательна. 4 февраля 1999 года состоялось освящение места под будущий собор, на год раньше, чем предусматривалось постановлением губернатора Л. К. Полежаева. И меньше чем через два года храм во имя Рождества Христова открыл свои двери для православных омичей. Инициатор его строительства, возглавивший Попечительский совет губернатор, вручил митрополиту Феодосию символический ключ от собора, сделанный в виде православного креста. Им владыка осенил всех собравшихся на площади, благословив «на все века и поколения». Личным даром Л. К. Полежаева храму был самый большой колокол звонницы, который освящался 31 августа. А в Рождественский праздник губернатор преподнес две намоленные иконы XIX века — Ильи Пророка и святого Зосимы, а также алтарное Евангелие, на котором год назад он присягал на верность омичам.

После литургии — Крестный ход вокруг храма, освящение его святой водой со всех четырех сторон. Потом, после службы — небольшой праздничный концерт. Хоры исполнили только малую часть рождественских песнопений и колядок из своих обширных программ. Нынче к уже знакомым, ласкающим душу теплом и добротой южнороссийским и украинским колядкам прибавились красивейшие старинные монастырские распевы. Они будут звучать еще часто после праздничных служб и на духовных концертах до окончания Святок — 19 января, и многие омичи смогут насладиться чудесным национальным искусством.

Историческое событие, храм, достойный сибиряков — эти слова много раз звучали в нынешнее Рождество. И все это правда. В новостных программах ОРТ и РТР наше торжество комментировалось рядом с первой Божественной литургией в московском храме Христа Спасителя. Прямая трансляция Патриаршего богослужения в рождественскую ночь явила нам глубину и ослепительное великолепие самого красивого православного праздника. Поскольку на службе рядом с четой Путиных стоял канцлер Германии Герхард Шредер с супругой, специально приехавшие, чтобы увидеть, как в России празднуют Рождество, мы, зрители, невольно смотрели на происходящее ревностно, как бы глазами высокопоставленного иностранца. Редкий в последнее время случай: нам не было стыдно за Россию, наоборот, казалось, что гость не мог не поразиться богатством наших традиций, великолепием восстановленного храма, одухотворенным обрядом, в котором соединились высочайшие достижения искусств — музыки, живописи, художественных промыслов. Всем тем, за что влюблялись в Россию европейцы, приезжавшие в наше Отечество в XVIII-XIX веках. Наши традиции сочетались со словами «самобытность» и «державность». С ними боролись, взрывая храмы, но не побороли, потому что нельзя даже сильной ненавистью и унижением до конца растоптать национальную гордость великороссов.

Омская история Христорождественского собора -тоже яркий пример того, что мы умеем не только разрушать, но и создавать. В тех же новостях OPT тюменский губернатор невольно ошибся, сказав, что Тобольск — единственный и последний за Уралом очаг духовности. Десять лет назад, может быть, так и было, но с тех пор Омск стремительно возвращает себе отнятую у него репутацию сибирской столицы. Тому есть свидетельства в разных областях жизни, но в духовной, пожалуй, наиболее весомые.

И еще одно удивительное рождественское событие прошло у нас почти незамеченным, вероятно, оттого, что не было на нем снимающих и пишущих журналистов. Никто не предполагал, что в Сочельник, когда мороз был ровно минус 36 градусов, Крестный ход «2001 свеча» от Свято-Никольского собора до Поклонного креста в сквере напротив Законодательного Собрания и обратно состоится. А владыка Феодосии его благословил, и был он многолюден. Рождественский забег марафонцев в тот же день, но пораньше, когда температура была «всего» минус 30, представили в программе «Время» сенсацией и символом крепости духа сибиряков. Но забег занял минуты, а Крестный ход — полтора часа. В забеге участвовали тренированные, закаленные спортсмены, а тут за митрополитом Фео-досием, священнослужителями и хором полтора часа шествовали со свечами и молитвами обычные люди, не опасаясь обморожений и простуд. Регент хора — без головного убора, как и положено по канону, нарушить правило отказался наотрез. В валенках — немногие, а облачение священников, всем известно, — не тулупы. Но при этом, говорят, никто не заболел — так высок был духовный подъем и так неизъяснимо велико чудо рождественской ночи.

Особенное нынче у нас Рождество — первое в новом тысячелетии, в которое так хотелось войти без страха, но с верой, надеждой, любовью. Получилось? Вот и страшные морозы, измучавшие авариями соседей, на омской земле в самый день великого праздника отступили. Разве не милость свыше?