— Владимир Яковлевич, ну хорошо: вот стали вы мэром огромного города с массой проблем. Но главы местных самоуправлений огромных городов находятся в финансовой зависимости от губернаторов. И как эта зависимость скажется на реализации ваших программ?
— Это распространенное заблуждение, что мэр зависит от губернатора. Если от кого и зависят главы местных самоуправлений, так это от региональной законодательной власти, Законодательного собрания, ведающего распределением областного бюджета и контролем за его исполнением. Мэрам надо активнее работать с областными законодателями, быть более конструктивными, уметь убеждать в том, что все мы — и мэр, и губернатор, и депутаты Законодательного собрания — живем в одном городе, и его проблемы — наши проблемы.
И еще один принципиальный момент. По закону местное самоуправление не подчиняется региональным властям. Но вообще я признаю вертикаль власти, когда мэр подчиняется губернатору, а губернатор — федеральной власти. В доме должен быть хозяин. Хозяин региона — губернатор…
Но город ведь приносит до 80% доходов в областной бюджет — и не считаться с этим тоже нельзя.
Я не вижу поводов для какой-либо конфронтации между городской и областной администрациями. Всегда буду готов идти на компромисс, лишь бы дело не страдало.
— Но, Владимир Яковлевич, если вы проявите «излишнюю самостоятельность», то с вами могут даже и не конфликтовать. Зачем? Вашу администрацию могут мягко душить бюджетным голодом, как это было до недавнего времени с нынешней городской администрацией…
— Да, но ведь и я, мягко говоря, знаю федеральные законы, знаю распределение ресурсов и налоговую базу города и области. И если понадобится, мы будем решать эти вопросы в Законодательном собрании Омской области, которое имеет право кардинально изменить распределение областного бюджета и даже менять управление регионом. Уже сейчас мы с областными депутатами готовим предложение в Государственную думу: внести изменения в Налоговый кодекс и законодательно отнести предприятия, находящиеся на территории местного самоуправления, к его налоговой базе. Коптят — здесь, детей учат — здесь, ездят на работу на городском транспорте, живут в городских домах, пользуются городскими коммуникациями — пусть платят налоги в местный бюджет, даже если они и зарегистрированы в Любине, в Москве или в Гибралтаре. Чувствуете логику и перспективу?