РАДИ СПАСЕНИЯ СЫНА

Эта история о двух матерях, которые одновременно боролись за своих сыновей, пытаясь спасти их от наркотиков. Одна из них, как и тысячи таких матерей, долгое время билась словно рыба об лед, но... так и разбилась. Другая же пошла не совсем обычным путем, решив бороться с теми, кто снабжает ее сына наркотиками.

С ее помощью удалось осудить одного такого «наркоторговца». Но вряд ли и она теперь чувствует себя победительницей, потому что… Впрочем, обо всем по порядку.

Елена Павловна много слышала о наркотиках. Наверняка видела слезы других матерей, их вымученные лица. Скорее всего, в душе надеялась, что ее семью эта беда обойдет стороной.

И вдруг Елена Павловна стала замечать за своим 15-летним сыном Виталием некоторые странности. Порой обращал на себя внимание отстраненный, словно стеклянный взгляд парня. Елена Павловна заподозрила худшее — наркотики.

Чтобы подтвердить свои подозрения, женщина повела сына к наркологу. Врач, обследовав Виталия, констатировал, что у парня пока еще нет наркотической зависимости, но наркотиками он явно балуется. В принципе, ничего страшного пока не случилось. Но… что будет дальше?

Где и когда она упустила? Почему вдруг на их семью свалилось это горе? У старших ее детей, как говорится, все слава богу. Дочь-умница учится в институте, средний сын служит в армии. Семья в общем-то благополучная. Муж военный, сама Елена Павловна домохозяйка. Живут небогато, но самым необходимым дети всегда были обеспечены.

— Да спросите у соседей, — говорит Елена Павловна, — нас здесь все знают.

И действительно, в небольшом военном городке, в котором случилась эта история, все у всех на виду.

Началась борьба за сына. Были долгие разговоры по душам. Были и слезы, и угрозы… Ничто не помогало. Время от времени она снова замечала на руках Виталия новые следы от уколов. Периодически пропадали ценные вещи. Все это еще больше пугало любящую мать. Она видела, во что превращаются молодые наркоманы…

Елена Павловна решила, что в одиночку ей с бедой не справиться. Последней же каплей стала очередная пропажа в доме — ее золотое кольцо. Женщина решила, что корень зла в тех, у кого ее сын покупает наркотики. И она рассудила, что действовать надо решительно. А потому и пришла в милицию с просьбой задержать тех, у кого Виталий покупает наркотики.

В милиции даже удивились такому повороту дела. Ведь большинство матерей, напротив, стараются скрывать от милиции пагубную зависимость своих детей. А если и просят о помощи, то уже тогда, когда сын или дочь плотно скручены наркотиками и им уже вряд ли можно чем-то помочь.

Виталия же мать привела в милицию, когда у него еще не было наркотической зависимости. Оперативники ОБНОНа УВД Центрального округа, разумеется, должны были отреагировать на сигнал о торговце наркотиками. Они убедили Виталия назвать этого человека и помочь задержать его с поличным. Парень некоторое время колебался, но под нажимом матери все же согласился. Со слов парня выходило, что некий 23-летний парень по имени Дима, живущий по соседству, неоднократно и даже весьма настойчиво предлагал ему попробовать наркотики. Первые дозы он получал бесплатно, а потом пришлось платить, для чего Виталий и тащил из дома вещи.

В тот день Дмитрий, как обычно, поймал попутку и приехал в один весьма известный среди наркоманов район Центрального округа. У мелкооптового наркоторговца купил 0,2 грамма опия и, мысленно предвкушая кайф, отправился обратно в военный городок.

Здесь ему и встретился Виталька.

— Достань «ляп», заплачу, — попросил он Диму.

— Ладно, тащи 100 рублей — уколю.

Через некоторое время Виталий заявился в условленное место и протянул 100-рублевую купюру. Дима в свою очередь дал ему уже готовый раствор. Но кайф обломали нагрянувшие вдруг сотрудники ОБНОНа.

НА ДМИТРИЯ завели уголовное дело, ему предъявили обвинение в сбыте наркотиков. Недавно его осудили. Приговорили к пяти годам лишения свободы. Интересно, что Виталий в суде говорил уже не то, что в милиции. Он утверждал, что никто ему колоться не предлагал, наркотики ему бесплатно не давал. Он сам просил Диму достать дозу.

На первый взгляд может показаться, что цель достигнута: благодаря активности Елены Павловны пойман тот, кто снабжал сына наркотиками. Но кто он, этот «наркобарон»? Кто этот злодей, едва не подсадивший, как вначале говорил Виталий, его на иглу?

Дмитрий тоже выходец из семьи военного офицера. Семья вполне благополучная. По словам родственников, Дима когда-то увлекался спортом, занимался восточными единоборствами и даже собирался поступать в физкультурный институт.

— Брат у меня веселый, добрый, — рассказывает сестра Дмитрия, — детей очень любит. Любил и маму…

Только однажды влечение к наркотикам пересилило в нем и любовь к матери. Когда-то давно, впервые узнав о том, что сын начал баловаться наркотиками, Тамара Валентиновна забила тревогу. Так же, как и Елена Павловна, она повела свое чадо к наркологу. Позже Дмитрий уже лечился от наркотической зависимости. Но потом опять подсел на иглу. И пошло-поехало: слезы родных, сомнительные способы добывания денег и каждый день — доза, доза…

Мать все свои силы бросила на то, чтобы спасти сына. Отправляли его жить на дачу — думали, трудотерапия поможет. Не помогла. Тамара Валентиновна уговорила мужа зарезать несколько коров и лошадь. Вырученные деньги пошли на лечение сына. Но и это оказалось напрасным. Дима и потом на несколько дней пропадал из дому, возвращаясь с исколотыми венами. Мать бросалась к нему на шею и от бессилия плакала.

Отец Дмитрия отчаялся раньше, чем Тамара Валентиновна.

— Сколько можно с ним нянчиться, — гневно выговаривал он. — Ты же видишь, что все без толку!..

— Да, но как ты не поймешь — я ведь мать! — со слезами отвечала женщина. — Понимаешь: МАТЬ!

Да, такова участь матери среднестатистического наркомана…

Когда Тамара Валентиновна узнала о задержании сына, ее охватила паника. Она, конечно, не смела осуждать Елену Павловну. Не оправдывала и сына. Закон есть закон: если сам себя губишь — другим продавать отраву не смей. Но она снова делала все возможное, чтобы облегчить участь Дмитрия. Бегала по инстанциям, платила большие деньги адвокату. Почти каждый день плакала…

Когда личные сбережения иссякли, Тамара Валентиновна попросила одного из родственников одолжить большую сумму денег, чтобы спасти сына от тюрьмы. Ей отказали. Потеряв всякую надежду, потеряв в этой борьбе почти все свои моральные силы, Тамара Валентиновна впала в отчаяние. А через несколько дней ее нашли, висящей в петле…

Вот такой трагичный конец. Как ни печально, но такое смертельное отчаяние вполне закономерно для многих матерей наркоманов. И такой участи — для своего Витальки и для себя — пыталась избежать Елена Павловна.

Она решила спасти сына любой ценой. Поэтому вряд ли кто посмеет ее упрекнуть. Ей было не важно, кто окажется на скамье подсудимых: матерый наркоторговец или рядовой наркоман. «Не подходи!» — скажет она любому, кто с наркотиками в руках приблизится к ее сыну. По идее Елену Павловну можно ставить в пример другим матерям, которые не видят другого способа отвратить беду, как отправлять периодически свое чадо на лечение.

Правда, есть здесь и одно «но». Разве дело в тех, у кого Виталя покупал наркотики? Ведь его, как выяснилось, насильно никто этой отравой не пичкал. Сам просил. Хотелось бы верить, что больше он никого об этом не попросит. Иначе тщетны окажутся все усилия его матери, даже если она задастся целью помочь милиции пересажать всех наркоманов округи.

Имена действующих лиц изменены.

За помощь в подготовке этого материала выражаем особую благодарность помощнику прокурора Центрального округа Наталье Сергеевой.