ВЛАСТЬ БЕСКОНТРОЛЬНО "ДОИТ" БЮДЖЕТ

ВЛАСТЬ БЕСКОНТРОЛЬНО «ДОИТ» БЮДЖЕТ

Наступает пора подготовки очередного бюджета - на 2003 год. Но прежде, чем приступить к этой работе, очевидно, следует тщательно проанализировать итоги предыдущего периода, выявить все плюсы и минусы уже исполненного бюджета с тем, чтобы избежать ошибок, извлечь уроки на будущее

Собственно, это и подразумевалось на последнем заседании Законодательного собрания при обсуждении проекта закона об исполнении областного бюджета за 2001 год. Его представила депутатам заместитель губернатора, председатель комитета финансов и контроля обладминистрации Фролова.

Однако депутаты из «губернаторского списка» во главе с Варнавским были явно не заинтересованы в каком-либо обсуждении и потому поспешили «прогнать» этот вопрос сразу в двух чтениях.

Видимо, генеральных директоров, руководителей частного бизнеса вполне устроили толстые отчеты финансистов обладминистрации и столь же объемное заключение по бюджету-2001, подписанное председателем Контрольно-счетной палаты Андреевой. Никаких своих мнений и тем более сомнений по поводу изложенных в этих документах цифр и фактов у них не возникло. Так что вопросы г-же Фроловой задавали лишь депутаты из группы КПРФ -Петров, Алехин, Мельников, Новиков.

А их волнует прежде всего порочная, повторяющаяся из года в год практика областной администрации по закладке в бюджет явно заниженной его доходной части. С тем, чтобы полученные таким путем большие «сверхплановые» суммы расходовать потом по своему усмотрению. Так было и в 2001 году. Причем в нарушение закона финансирование ряда статей с фактическим превышением плановых назначений более чем на 10 процентов осуществляется администрацией самолично, без согласования с Законодательным собранием.

По-прежнему допускаются большие перекосы в исполнении тех или иных статей бюджета. Так, расходы на содержание аппарата ряда управлений и служб администрации превысили плановые отметки в 7 — 8 и более раз. Своего рода абсолютный «рекорд» зафиксирован в строке «Расходы на содержание аппарата хозуправления администрации области» -2721 процент! В то же время лишь наполовину была профинансирована программа «Школьный учебник», в значительных объемах недоданы средства на программы обеспечения жильем чернобыльцев, по предупреждению заболевания СПИДом, на неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению и другие. Администрация до сих пор не вернула долги дорожному фонду — свыше 500 млн. рублей, хотя по этому поводу был протест прокурора.

Депутаты от КПРФ затронули также вопрос о правомочности исполнительной власти финансировать из бюджета строительство культовых сооружений. В ответ на это губернатор Полежаев разразился гневной тирадой по адресу как прежних, так и нынешних коммунистов, запамятовав о том, что сам недавно состоял в их рядах, причем далеко не рядовым членом. Ощущая себя неким «духовным спасителем народа», он с вызовом заявил, что строил и будет впредь строить храмы в области. В 2001 году, по его словам, на культовые сооружения было потрачено 30 млн. рублей из областного бюджета, необходимые суммы будут заложены и в проект бюджета 2003 года. Правда, «хозяин» области, принимая такие решения, забыл о малости: а как прореагируют на это налогоплательщики, все избиратели, в том числе и верующие? Давно известно, что церковь у нас отделена от государства, а храмы на Руси испокон века строились на пожертвования. Вот пусть господин Полежаев и сделает почин, раскошелится сам да потрясет слегка на эти благие цели карманы нефтеолигархов, водочных королей и прочих нуворишей. Зачем же отнимать крохи и у без того нищего населения?..

В таких вот несопоставимых плоскостях шел разговор по важнейшей, затрагивающей интересы всех омичей теме. Вслед за бурным выступлением губернатора на трибуну вышел председатель комитета по финансовой и бюджетной политике Шишов. Дав удовлетворительную оценку исполнению бюд-жета-2001, он предложил принять закон во втором чтении, а чтобы соблюсти регламент, в перерыве заседания представить в комитет возникшие замечания и поправки к проекту. Предложение же депутата А. Мельникова о том, чтобы принять этот законопроект лишь к рассмотрению, а в окончательном виде на следующем заседании, после каникул, было тут же отклонено.

Наступил финиш в рассмотрении названного законопроекта. Председатель комитета Шишов знакомит Собрание с только что согласованным проектом постановления по нему. И каково же было удивление депутата-коммуниста И. Петрова, его товарищей по фракции, когда им роздали заметно измененный в постановляющей части вариант этого документа. Оказывается, г-н Шишов успел уже после заседания своего комитета единолично внести в него некоторые «поправки». А именно те, которые касаются нарушения областной администрацией ряда статей Бюджетного кодекса Российской Федерации. Один пункт он «смягчил», а второй вообще убрал из проекта. Исчез и пункт постановления, в котором отмечался низкий уровень подготовки заключения об исполнении бюджета-2001, представленный депутатам Контрольно-счетной палатой области. Зато губернатор Полежаев дал высокую оценку этому документу, что и стало решающим аргументом при определении окончательной редакции постановления. За «вариант Шишова» проголосовали 23 депутата, трое были против и двое не участвовали в голосовании.

Сегодня обладминистрация контролирует абсолютное большинство состава Законодательного собрания. Со сменой руководства «ручной», можно сказать, стала и Контрольно-счетная палата области. А потому ничто не мешает исполнительной власти быть полным хозяином в бюджетном процессе, используя средства налогоплательщиков в своих интересах.