В чем суть этой конференции? С 1989 года Европейский союз осуществляет ряд проектов с тем, чтобы приобщить страны бывшего СССР и «социалистического сообщества» к ценностям западного демократического общества. Особое внимание, конечно же, уделяется развитию федерализма, гражданского общества, местного самоуправления, рыночной экономики… Методические рекомендации, разработанные европейскими экспертами, озвучиваются и обсуждаются на таких конференциях, на которые приглашаются представители политической и деловой элиты России (или отдельных ее регионов). Но со временем предметом обсуждения становятся не только предложения экспертов из Европы, но и наработки, сделанные в российских министерствах, парламентских комитетах, опыт, накопленный регионами.
В рамках проекта «ТАСИС» в России было выбрано пять «пилотных» регионов (в Сибири это — Красноярский край), где на практике осуществлялись рекомендации Совета Европы. Но, по словам первого заместителя министра по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ Александра Воронина, есть заинтересованность в распространении этого опыта, а Омский регион, как известно, обладает большими интеллектуальными ресурсами и может воспринять имеющийся опыт и обогатить его своими наработками.
Региональная политика, взаимоотношения между центром, регионами и местным самоуправлением в современной России, пожалуй, стали самым большим средоточием проблем. Географическое положение России, ее огромная территория и разнородность составляющих ее регионов создают естественные предпосылки для возникновения этих проблем. Но в советские времена возможные конфликты на этой почве гасились благодаря существованию жесткой административно-командной системы. С 1991 года в России стали строить демократическое общество с разделением властей, федерализмом и независимым от государственной власти местным самоуправлением. Но конкретное воплощение всех этих понятий можно было встретить самое различное. Как отмечалось на конференции, в современной России можно встретить все возможные модели местного самоуправления, существующие в мире.
Не все просто и в федеративных отношениях. Российская власть все эти годы то провоцировала «парад суверенитетов», то начинала упрекать властную вертикаль. Сфера компетенции регионов не остается неизменной. Так же, как меняется и распределение доходов бюджета между центром и регионами (если несколько лет назад в регионах оставалось 60 процентов собираемых налогов, то сейчас — менее сорока). Не преодолена и асимметричность федерации (то есть одни регионы имеют больше прав, чем остальные. Особенно это касается распределения финансовых средств).
Европейский союз предлагает нам свои рецепты совершенствования региональной политики и федеративных отношений. К ним, конечно, стоит прислушиваться, ведь история местного самоуправления, институтов федерализма и разделения властей на Западе насчитывает не одно столетие. Разделение полномочий центральных правительств, регионов и местного самоуправления там выверено до запятой. Но с другой стороны, механическое перенесение чужого опыта вряд ли поможет нам решить наши российские проблемы. Как считает губернатор Омской области Леонид Полежаев, участвовавший в работе конференции, спешить слепо следовать западным рекомендациям не стоит. Россия есть Россия, у нее свой опыт, своя специфика.
И действительно, в Западной Европе, страны которой имеют схожую политическую систему, можно тоже встретить самые разные модели местного самоуправления. Причем нельзя иногда найти закономерности, почему, допустим, в одном случае образование финансируется центральным правительством, в другом — земельным, в третьем случае -мэрией. Ответ один — так исторически сложилось за многие годы.
Россия проходит этот путь за гораздо меньшее время. Ведь можно заметить, что региональная политика медленно, но совершенствуется. Уходит в прошлое практика действия договоров о разграничении полномочий. Совершенствуется бюджетное законодательство, уходит субъективизм при распределении финансовой помощи регионам. Опыт действия местного самоуправления, иногда переходящего в самоуправство, стал причиной работы над очередной реформой в этой сфере, Ведь законодательство, созданное на основе местного опыта, с учетом прошлых ошибок, гораздо эффективней работает в наших условиях, чем умозрительно заимствованное.
Сталкиваясь с несовершенством законодательства, с экономическими проблемами, и наш регион вынужден был разрабатывать свою стратегию их решения. Как признала вице-губернатор Омской области Наталья Фролова, действующее федеральное законодательство не дает никакой правовой основы для регулирования межбюджетных отношений. Это вкупе с политическими амбициями руководства самоуправления Омска стало причиной известного кризиса в отношениях городского самоуправления и областной власти. Но тем не менее в области удалось разработать собствен-ное законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, позволяющее справедливо распределить средства бюджета. Практика консолидации бюджетов позволила наладить бесперебойную вы плату зарплаты бюджетникам. Согласно действующему законодательству мероприятия по социально-экономическому развитию территорий были отданы в компетенцию региональных властей. Администрация Омской области смогла разработать и начать реализацию стратегии социально-экономического развития региона, учитывая специфику производительных сил в Омской области.
По словам первого заместителя министра по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ Александра Воронина, сейчас идет речь о подготовке второго этапа реформы взаимоотношений центра, субъектов федерации и местного самоуправления (первый этап заключался в создании семи федеральных округов и реформе Совета Федерации). И важно, что в преддверии реформы эта конференция позволила услышать голос регионов. А ведь многие вещи из региона видятся несколько иначе, чем из московских кабинетов.