ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТЕМ, КТО НА НЕЙ РАБОТАЕТ

Казалось бы, странное утверждение. Кому ж она сегодня принадлежит? Еще в начале 90-х годов крестьяне получили во владение земельные паи с правом их продажи, аренды, передачи по наследству, то есть стали землевладельцами.

Оно, конечно, так. Вот только настоящий хозяин вряд ли будет взращивать на своей собственности бурьян вместо того, чтобы получать с нее доход. А по стране — сотни тысяч гектаров пустующих полей. Природное наше богатство разбазаривается, деревня нищает. Хотели преобразователи как лучше, получилось как всегда. Во-первых, потому, что не каждый бывший колхозник, как выяснилось, хочет и способен хозяйствовать самостоятельно. Во-вторых, из-за спешности и половинчатости самой аграрной реформы, которая до сих пор, спустя десять лет, опирается лишь на указы президента и постановления правительства и не имеет достаточной законодательной проработки. Даже главный закон о земле — Земельный кодекс — на федеральном уровне так и не принят.

Пути дальнейшего развития отрасли обсуждались на недавнем областном совещании сельских товаропроизводите-лей. По традиции оно было приурочено к предстоящей посевной. Но текущие дела: обеспечение горючим, запчастями, кредитными ресурсами, — на сей раз отошли на второй план.

В какой-то мере это — показатель разительных изменений в умонастроениях на селе. Здесь все более утверждается точка зрения, что не нужно поощрять иждивенче-ство: сильные хозяйства обеспечат себя всем необходимым сами, а недееспособным любые бюджетные вливания — что мертвому припарки. Изменить ситуацию в корне может лишь концентрация земли в руках тех, кто доказал свою способность работать на ней.

И такой процесс уже идет. Вот всего лишь пара примеров из прозвучавших на совещании. Акционерное общество «Осокинское» Калачинского района объедини-лось в простое товарищество по обработке земли с одним из «лежачих» хозяйств Саргатского района — СПК «Иртыш», взяв в аренду 10 тысяч гектаров его сельхозугодий, которые до этого несколько лет не обрабатывались. Фермер Сеит Айтенов из Тюкалинского района прирастил посевные площади за счет аренды 5 тысяч гектаров земли в сельхозартели «Нагибинская».

Заметим, что регионы в плане законодательного регулирования земельных отношений ушли гораздо дальше Государственной Думы, Как рассказал в своем выступ-лении председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации области Анатолий Баскаков, за десять лет аграрных преобразований областным Законодательным собранием принят целый ряд законов о земле и прежде всего — основополагающий закон «О регулировании земельных отношений в Омской области», своего рода местный Земельный кодекс. Уже четыре года действует Закон о земельном кадастре. Это позволяет вести земельную реформу в области без особых потрясений и конфликтов.

Сергей Тарасов говорил на совещании о делах возглавляемого им СПК «Восход» Горьковского района. Примял он его в 1998 году с убытком в 4 миллиона рублей и восьмимиллионным долгом. И только за счет наведения элементарного порядка на производстве добился ощутимых перемен. В 2000 году удой на фуражную корову вырос в хозяйстве на 694 килограмма, поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 215 голов, семена на посевную заготовле-ны в полном объеме и стопроцентной кондиции. В перерыве я спросила Сергея Михайловича, каково его мнение относительно купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения.

— Да ведь она, — последовал ответ, — уже находится в частной собственности, и зем-левладелец имеет право ее продать, а кто-то, стало быть, купить. И мы сегодня ее по-купаем. Уже почти 1000 гектаров купили. Все чин чином, через нотариуса.

А, по мнению главы местного самоуправления Большереченского района Владимира Рарова, давно пора задействовать и такой рыночный механизм, как залог земли с целью получения кредита.

Почему процесс пошел «снизу», понятно. В Омской области, как и в ряде других аграрных областей, земля — главное достоя-ние, от распоряжения которым напрямую зависит финансовое благополучие территории. Вот и учесть бы правительству этот опыт, опирающийся на мнения и настроения тех, кто не просто на земле живет, но и ис-ключительно от земли кормится.

Между тем в Думе всколыхнулась новая волна дебатов об обороте земель сельско-хозяйственного назначения. Не принесет ли это аграриям неожиданных сюрпризов? Не обернутся ли, в который уж раз, благие на-мерения очередной крайностью — таким пе-ределом собственности, когда крестьянин останется ни при чем, а все более-менее продуктивные земли окажутся в руках де-нежных воротил?

Губернатор Леонид Полежаев полагает, что основания для подобной тревоги есть.

— Как губернатор, как член Государ-ственного совета, — сказал он, — я чувствую, что проталкивается земельная реформа, от которой были бы отстранены и регионы, и сам крестьянин. Поэтому вместе с Зако-нодательным собранием, с юристами мы проведем ревизию ранее принятых законов, регулирующих земельные отношения в области. Наверное, придется принять еще ряд местных законов, каким-то обра-зом уточняющих эти отношения. И я ду-маю, что нам нужно, солидаризуясь со многими регионами, вносить свои предло-жения по характеру и принципам проведе-ния земельной реформы в России.