Галымжану Жакиянову инкриминируется превышение должностных полномочий, которое привело к нанесению ущерба государству в процессе приватизации некоторых предприятий Павлодарской области. Впрочем, с точки зрения казахстанских правозащитников, дело носит сугубо политический характер.
Все началось с того, что в сентябре прошлого года аким Г. Жакиянов выступил в печати с критикой существующей политической системы Казахстана и призвал незамедлительно начать в стране процесс демократизации. Реакция близких к президенту и правительству СМИ последовала незамедлительно: Галымжана Жакиянова обвинили в нашествии на область пауков-каракуртов, в организации ртутной экологической катастрофы на Иртыше и в других злокозненных деяниях.
Затем аким на пресс-конференции называет организатора кампании по его дискредитации — первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности Рахата Алиева, зятя Нурсултана Назарбаева. Одновременно ведущие предприниматели страны обращаются к президенту Казахстана с открытым письмом, в котором просят оградить их от шантажа спецслужб. В ноябре под давлением общественного мнения Назарбаев увольняет со своей должности Р. Алиева.
Через пять дней Галымжан Жакиянов, ставший к тому времени одним из основателей движения «Демократический выбор Казахстана», по радио узнает о своем увольнении с поста главы Павлодарской области. В областном центре проходят митинги протеста. Одновременно с акимом из госорганов вычищаются все сторонники нового демократического движения.
Под Новый год правоохранительные органы возбуждают несколько уголовных дел против бывших заместителей бывшего акима Павлодарской области. В марте в Алма-Ате арестован лидер «Демократического выбора Казахстана» Мухтар Аблязов. На экстренном заседании политсовета общественного объединения на его место единогласно избирается Г. Жакиянов.
На другой день гостиница, в которой заседал политсовет «Демвыбора», блокируется автоматчиками, а нового председателя ищут все правоохранительные органы республики. Бывший аким находит убежище в здании посольств трех европейских государств, а спецслужбы сообщают о возбуждений против него уголовного дела. Возле посольств стоят пикеты демократической оппозиции и проходят митинги, организованные официальными органами власти.
4 апреля послы Великобритании, Германии и Франции получают от МИДа и МВД гарантии проведения открытого и справедливого расследования в отношении Г. Жакиянова, во время которого он будет находиться в своем доме в Алма-Ате под наблюдением представителей посольств. Жакиянов добровольно покидает посольство Франции.
10 апреля бывшего акима на военно-транспортном самолете перевозят в Павлодар, где помещают под домашний арест в помещение частной фирмы «Павлодарсоль». Появляются первые сообщения об ухудшении его здоровья, К шестому июня Галымжан Жакиянов в третий раз оказывается в реанимационной палате. 15 июля началось судебное разбирательство в Павлодарском городском суде.
Такова вкратце хроника событий последнего года, когда уважаемый руководитель крупного региона почти мгновенно превратился в уголовного преступника.
«Ч», к сожалению, пока обладает информацией лишь о начале судебного процесса, но и она говорит очень о многом. Изначально суд был объявлен открытым, однако сотрудники УВД запускали в помещение граждан только по спискам, неизвестно кем составленным. Большинство присутствующих на заседании представителей пропрезидентских партий прошли в зал через боковой вход.
Судья И. Тарасенко отклонил ходатайства защиты об отводе прокурора, о предоставлении более вместительного зала, об отмене запрета на аудио-и видеозапись, об удалении из зала суда конвоиров. В качестве защитников в процесс не были допущены российский адвокат Борис Кузнецов и правозащитники Лев Пономарев и Сергей Ковалев. У стен суда собралось около 400 человек.
После завершения первого дня судебных слушаний Лев Пономарев и Сергей Ковалев сделали заявление для прессы.
Лев ПОНОМАРЕВ: «Я никогда не боготворил Назарбаева. Он принадлежит к плеяде членов политбюро, которые пришли к власти в России и Казахстане. А сейчас идет смена политических элит и новых руководителей.
Я бы предостерег от той смены, которая произошла в России. Нам «впарили» такого президента, который ведет страну назад — прежде всего в области сохранения и защиты прав и свобод граждан. У нас пришли к власти люди в погонах и продолжают приходить. Это очень плохая тенденция. Их все больше и больше, а права все больше и больше ограничиваются…
Сегодня у здания суда я вижу активных людей и где-то даже вам завидую. Во всяком случае, у вас в Казахстане на подъеме демократическое движение и его надо сохранить».
Сергей КОВАЛЕВ: «Я не знаток в административном праве и финансово-экономических делах, но я никогда не видел столь беспомощного обвинения. Было сказано, что обвинение не умеет что-либо доказывать — я думаю, что они ничего не умеют фальсифицировать. В мои времена фальсифицировали очень убедительно. И еще одно общее для России и Казахстана наблюдение. Если бы аким Жакиянов не выразил свое несогласие с некими решениями власти — не был бы он вором и не превышал бы служебных полномочий. А был бы он любимым руководителем одной из очень важных областей…
Я думаю, вы понимаете, что все мы на постсоветском пространстве разными темпами, недружно пятимся назад. И характеристика времени состоит в том, что при этом мы произносим как заклинание: «Мы строим демократически правовые государства, мы привержены гуманитарным ценностям…
Превышение служебных полномочий -вообще очень интересный вопрос. Наш «самый гуманный суд в мире» квалифицировал как превышение полномочий в деле полковника Буданова много интересных эпизодов: приказ стрелять по деревне, жестокое избиение офицера собственной части, похищение девушки из деревни… Изнасилование просто отмели, а вот убийство -это уже не превышение полномочий, тут он временно тронулся разумом…»