О БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ — ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Множество российских партий и политорганизаций могут пасть жертвой всего одной дамы из центризбиркома

Если бы Михаил Зощенко жил сейчас, то вполне возможно, его героями стали бы наши уважаемые политики, а сюжеты он брал бы из недр Думы, быта олигархов и того, что творится вокруг выборов всех уровней в «новой демократической России».

На днях в нашем городе прошла тусовка демократов, на которую приезжал депутат Госдумы, лидер Республиканской партии России Владимир Лысенко. У тусовки было два повода. Один — торжественный, республиканской партии РФ сегодня исполняется 10 лет. Другой — вполне серьезный, депутат Думы вместе с омскими республиканцами, представителями Союза правых сил и других политических организаций демократического толка обсудили уже принятый в первом чтении закон о политических партиях. По общему мнению, если закон будет принят в том виде, как он предложен президентом, то у России появятся все шансы во всем, что касается политики, стать полицейским государством. Проект по целому ряду положений противоречит Конституции и Декларации о правах человека, подписанной Россией.

Каково же было удивление депутатов Думы, когда они выяснили, кто автор «опасного» законопроекта. Оказалось, что его главный сочинитель работает не в администрации президента и не имеет отношения к партии власти «Единство», под которую, казалось бы, полностью сочинен законопроект. Автор закона — некая дама, работающая в Центральной избирательной комиссии. В свое время эта дама, активистка из Челябинска, была делегирована в ЦИК не кем-нибудь, а демократическим «Яблоком». А председатель Центризбиркома Вешняков поручил именно ей сочинить законопроект, потому что она считается в ЦИКе великим спецом по практической работе с партиями.

Можно только догадываться, как надоели даме из «Яблока» все партии, если она постаралась зарегламентировать по закону их работу так, как не снилось, наверное, и партократам из КПСС.

Во-первых, в партии, чтобы она была зарегистрирована, должно быть не менее 10 тысяч членов. Оргкомитет может заниматься ее созданием только год, а если не успеет, начинай все заново. Каждая партия, чтобы зарегистрироваться, должна иметь не менее 50 региональных отделений, а сама быть федеральной. На учредительном съезде должно присутствовать не менее 150 делегатов. Откуда дама брала все эти цифры, известно только ей. Это далеко не все строгости для политических партий, родившиеся в недрах Центризбиркома. Там их еще масса — вплоть до контроля за списками членов с их адресами, права чиновников требовать подробную отчетность от бедных партайгеноссе. Региональные партийные организации по новому закону вообще не должны иметь права на жизнь. А их, как сказал Владимир Лысенко, на 1 января 2001 года в Минюсте зарегистрировано 720 по стране.

Но что рядовому омичу до того, сколько у нас будет партий? Между тем за последние 10 лет в Омске родились целых четыре политических партии и движения. Это РОС, РОД, Партия народной совести и Партия труда Олега Смолина. О них нынче не слышно. Но сколько омичей в них получили уроки участия в политике, сколько прошли школу гражданского общества — никто не считал.

Одна из задач нового законопроекта — снизить количество партий. Но какая необходимость снижать это количество искусственно, недееспособные партии отмирают сами. В позапрошлых парламентских выборах были представлены более 40 политических партий и движений, на последних — только 20, а в Думе нынче всего шесть фракций. Естественный отбор среди партий идет сам. К тому же, по статистике, в нашей стране после тотального господства КПСС наблюдается синдром политической усталости населения. Если в Германии к каким-либо партиям принадлежит 4 процента избирателей, в Швеции -10 процентов, то в России сегодня — всего 0,5 %, а в Омской области и того меньше — 0,4 %, да и те на 90 процентов — члены КПРФ. Так стоит ли в такой ситуации строго нормировать каждый шаг в жизни партий, а тем более давать так много власти над ними чиновникам? Все участники обсуждения согласились, что не стоит. Как рассказал В. Лысенко, в законопроект уже внесено более 1000 поправок и 300 из них приняты к рассмотрению. По мнению главного республиканца, по профессии историка, доктора наук, закон о партиях может разительно изменить ситуацию в российской политике. Мы, по существу, можем вернуться к однопартийной или так называемой полуторапартийной системе. А это неизбежно отразится на жизни всех россиян.

Впрочем, председатель Законодательного собрания В. Варнавский на встрече с депутатом Госдумы сказал, что в Омской области «мало активных людей», из чего следует, что и закон о партиях для омичей как бы и не актуален. Однако жизнь показывает, что даже за новейшую историю за россиян принималось столько решений, которые вносили большие перемены в жизнь. К сожалению, хорошими многие из этих перемен не назовешь. Мы уже просыпались в другой стране, нас бросали в шоковую терапию, потом одаривали ваучерами. Вот и теперь, похоже, там, наверху, готовятся некие перемены, последствий которых не предвидят даже те, кто их инициирует. За перспективой возможных досрочных перевыборов парламентариев, говорят, стоит «дьявольский пиарщик» Глеб Павловский. И если вдруг сойдется все сразу — и пиаровский ход главного имиджмейкера президента, и полицейский закон о партиях, то мы вновь можем проснуться в другой стране, где будет не только трудно жить, но и дышать.