ГДЕ ВЫ, БАТЕНЬКА, О БЕСПЛАТНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЛЫШАЛИ?

Нынешним летом многие омские учебные заведения в срочном порядке поправляли свое финансовое положение. Кто как мог

Впихивали поступающим «папки абитуриента», собирали вступительные взносы и добровольную материальную помощь. К примеру, в институте ветеринарной медицины ОмГАУ первый вопрос, который задавали секретари приемной комиссии подающим документы, звучал следующим образом: «А вы знаете, что у нас нужно деньги платить тем, кто поступает «на бюджет» по конкурсу?». Самым дорогим оказался престижный товароведческий факультет (8 тысяч — с заочника, 20 тысяч — с очника), самым дешевым — зооинженерный (соответственно 6 и 10 тысяч). Ошарашенных абитуриентов утешали тем, что помощь единовременная, сразу за все годы обучения…

— Это для каждого обязательно? А разве это законно? — интересовались некоторые родители.

— Помощь у нас добровольная, но, как правило, платят все, — констатировали секретари в вузе.

Между тем государство гарантирует нам общедоступность и бесплатность первого высшего профессионального образования на конкурсной основе. За что же тогда новоиспеченные студенты должны платить деньги? С этим вопросом «Вечерка» обратилась к заместителю директора по учебной работе института ветеринарной медицины ОмГАУ Игорю Трофимову.

— Само государство загнало нас в эти рамки, — посетовал он. — Финансируют в недостаточной мере:- только стипендии, зарплата преподавателям и коммунальные услуги. Кое-как расплатились за долги прошлых лет. В то же время требуют, чтобы вуз был оснащен компьютерами, современными учебными приборами… Откуда взять деньги? Вот мы и просим помощи у своих студентов. Сами понимаете — какое может быть образование без должного оснащения и оборудования? Закроемся и все…

— А если кто-то не в состоянии собрать такую сумму?

— Мы же заранее предупреждаем. Но если действительно не в состоянии — этот вопрос с каждым решается индивидуально. Можно частями заплатить, можно бартером: щебенкой, стройматериалами… Кто-то вносит меньшую сумму.

— Ну а если денег нет совсем?

— Помощь ведь добровольная, мы никого не принуждаем. Нет денег -пусть человек в течение года потрудится на благо вуза: мусор, к примеру, убирает, полы моет.

— Но ведь студенты явно опасаются: не заплатишь -последуют репрессии…

— Да вы что! Нет никаких репрессивных мер. Пусть учатся.

— Сколько примерно поступивших оказывают добровольную материальную помощь вузу?

— Девяносто восемь процентов… Что же получается? То ли жизнь у нас действительно лучше стала и двадцать тысяч «подарить» уже не жалко, то ли законов люди не читают и воспринимают подобные просьбы как должное… Мы решили прогуляться среди корпусов ветеринарного института и пообщаться с самими студентами. Представиться они, естественно, отказались.

Второкурсница товароведческого факультета:

— Когда мы поступали, еще шестнадцать тысяч было. Вся группа платила. А как не платить? Страшно: вдруг отчислят? Преподаватель ведь все равно любого студента завалить может, как бы тот ни учил…

Мама новоиспеченной студентки из сельской местности:

— Конечно, заплатим. Коров своих сдадим на мясо. А что делать? Вы видели, что сейчас в вузах творится? Последнее отдашь, чтобы только ребенок учился. Один раз двадцать тысяч как-нибудь соберем. Вот в Москве, сестра говорит, вообще по десять тысяч долларов берут. У нас еще по-божески.

Студенты 4-го курса:

— По десять тысяч платили. Все. Какой закон? Это на бумажке закон!

Выходит, способ поправить свое положение вузом выбран идеальный. На первый взгляд материальная помощь действительно добровольная: не хочешь- не плати, никто не заставит. Учись бесплатно в свое удовольствие. Но психология людей учтена безошибочно: все платят, заплачу и я — а вдруг отчислят? К тому же на радостях, что ребенок поступил «на бюджет», родители готовы отдать все что угодно. Высшее образование нынче в цене…