16 февраля в столице прошло заседание правительственной комиссии по делам молодежи, возглавляет которую вице-премьер Валентина Матвиенко, а 21 февраля — заседание коллегии Министерства образования, структурной частью которого со времени финансирования нового правительства (то есть после выборов президента) стал Государственный комитет по молодежной политике.
Хорошие вести разносятся порой быстрее плохих. Вот и нам еще до возвращения В. Репина из Москвы стало известно, что на обоих вышеназванных совещаниях был положительно оценен опыт молодежной политики в Омском регионе. Это приятное сообщение из Москвы и стало поводом для приглашения председателя комитета по молодежной политике и туризму администрации области в гостиную «ОП».
— Обратимся вначале к первому по времени форуму — заседанию правительственной комиссии по делам молодежи. Как вы оказались на этом заседании, и какие вопросы обсуждались тогда в Москве?
— Правительственная комиссия по делам молодежи была создана в сентябре прошлого года. В состав ее вошли представители различных федеральных ведомств — очень многих. Но от регионов России в нее включили только трех человек — меня и моих коллег из Ярославской и Пермской областей. Полагаю, что ничего случайного в жизни не бывает. И приглашение стать членом совещательного органа под руководством вице-премьера российского правительства тоже считаю логичным. В Омской области в последние годы действительно было много полезного сделано по самым различным направлениям молодежной политики.
Об этом, к слову, и говорил на заседании правительственной комиссии заместитель министра образования РФ Юрий Васильевич Коврижных, который занимается исключительно проблемами молодежи. Ну а так как в повестке работы комиссии стояли конкретные вопросы: «О положении сельской молодежи в Российской Федерации» и «О роли средств массовой информации в формировании мировоззрения молодежи», то Ю. Коврижных в своем докладе отмечал наши «плюсы» именно в этих разделах.
— Владимир Валерьевич, назовите хотя бы несколько «плюсов», озвученных Ю. Коврижных. Интересно ведь знать, что получило высокую оценку Москвы.
— То, что сегодня практически уже в 70 процентах сел Омской области есть специалисты по работе с молодежью. И в итоге мы близки к полному завершению строительства вертикали: областной комитет по молодежной политике — районный комитет — село.
А когда есть система, гораздо легче добиваться положительных результатов в реализации любой задачи. Юрий Васильевич, к примеру, считает, что омичи достаточно эффективно (в сравнении с другими регионами России) занимаются профилактикой наркомании в сельских районах. Речь идет о ежегодно расширяющейся сети социально-психологических центров для подростков, о циклах выездных лекций по программе «Родительский всеобуч», о волонтерском движении «равный обучает равного».
Положительно была оценена на заседании правительственной комиссии и культурно-массовая работа среди молодежи Омского региона. Мы-то, к примеру, уже привыкли к тому, что в Омской области независимо от перестроек, реформ, путчей, сотрясавших Россию в последнее десятилетие XX века, традиционно проводятся такие массовые праздники, как «Праздник Севера» и «Королева спорта». А оттого, что привыкли, видимо, недостаточно ценим их роль. Но во многих других регионах РФ таких праздников уже давно нет. У нас же, наоборот, они словно второе дыхание получили и приняли массовый, поистине народный характер. И начинаются эти культурно-спортивные праздники как бы снизу. На первом этапе — в селах. Затем лучшие спортсмены съезжаются на состязания в райцентры. И только на третьем этапе они становятся областным культурно-спортивным действом. Именно эту инициативу, движение людей снизу в первую очередь и оценили члены правительственной комиссии.
— Вот уж действительно, хорошее лучше видится издалека… Однако вопрос «О роли СМИ в формировании мировоззрения молодежи» куда более щепетилен и неоднозначен в сравнении с тем, что вы обсуждали в первую очередь. Видимо, больше звучали нелицеприятные оценки? Ведь на экранах телевидения, в газетах постперестроечного периода так много места стала занимать эротическая тематика вкупе с черным криминалом. Кругом убийства, насилие, извращения, черная и белая магия…
— Да, к примеру, позиция в этом вопросе вице-премьера В. Матвиенко очень жесткая и критическая. Много претензий у нее к Министерству печати. Валентина Ивановна считает, что присутствие его на информационном поле России все еще крайне слабое. Министерство печати пока никак не влияет на те, если можно так сказать, антипедагогические тенденции в СМИ, которые нашли на телеканалах и в газетах 90-х годов XX века благодатную почву для развития вглубь и вширь.
Но Валентина Ивановна высказывала свое мнение, исходя из примеров прежде всего московских и центральных изданий, телеканалов. Что же касается омских СМИ, то вряд ли кто скажет об отсутствии внимания властей к ним. К примеру, если говорить о молодежной тематике на местном телевидении, то она освещается ГТРК «Иртыш» («Полный вперед!»), «12-м каналом» («Пирамида») и «Антенной-7». («Молодо-зелено»). Общими усилиями эти еженедельные передачи охватывают практически весь спектр интересов современной молодежи, а также тех проблем, с которыми ей приходится сталкиваться. Большое место занимает молодежная тематика на страницах ведущих газет: «Омская правда», «Омский вестник» и «Вечерний Омск».
Можно сказать и о том, что в половине редакций сельских районов работают детские и молодежные общественные редакции, которые выпускают регулярные странички для юных жителей села. К слову, для поддержания этих замечательных «редакций в редакциях» мы проводим среди них конкурсы. Лучших, естественно, поощряем. И это тоже — роль власти в работе СМИ. Она проста, ясна и действенна.
— Владимир Валерьевич, на коллегии Министерства образования РФ, посвященной итогам работы отрасли образования в 2000 году, речь шла, по всей видимости, не столько о молодежной политике, сколько о проблемах в образовании, успехах и неудачах минувшего года?
— Конечно, о молодежной политике на этом форуме говорилось меньше. Кроме основного докладчика — министра образования В. Филиппова — еще семь человек выходили к трибуне с сообщениями, касающимися проблем средней и высшей школы. О молодежной политике говорил только один участник коллегии — председатель комитета по молодежной политике и туризму администрации Омской области. За этим фактом — тоже оценка тех результатов, того опыта Омского региона в работе с молодежью, которые накоплены за минувшие десять лет. Красиво говорить с трибуны могут многие. Но ведь важно, чтобы слова подкреплялись конкретными примерами.
— И как отозвались ваши слова в зале?
— Я больше говорил не о наших «плюсах», а о том, что, на наш, омичей, взгляд, мешает активному проведению молодежной политики в регионах. К примеру, отсутствие в Российской Федерации до сегодняшнего дня федерального закона о молодежи. А ведь закон — это не что иное, как позиция государства по отношению к молодежи, которая сегодня, кстати, составляет 23 процента населения страны, а через 5-7 лет станет главной созидательной силой, обеспечивающей реализацию государственных программ, зарабатывающей для пенсионеров государственные пенсии.
В связи с этим интересно отметить, что в Омской области закон о молодежи был принят еще в 1996 году. Все предыдущие годы мы работали в соответствии с этим документом. Сегодня, правда, есть необходимость внесения в него изменений — молодежь ведь самый динамичный, с постоянно меняющимися потребностями слой общества. И хорошо, что в правительстве недавно разработали проект концепции реализации молодежной политики в Российской Федерации (он сейчас обсуждается в регионах).
Достаточно оперативно в кабинетах правительства М. Касьянова была принята (в декабре прошлого года) федеральная целевая программа по молодежной политике на 2001-2005 годы. Правда, Омская область и на этот раз опередила Москву. Мы подобную программу приняли еще в августе 2000 года. Но что отрадно отметить, сравнивая сегодня областную и федеральную целевые программы, — очень много совпадений! Радует то, что наша позиция оказалась верной, не противоречащей государственному подходу к молодежной политике.
Оптимизм вызывает и то, что вследствие созвучности многих направлений омской и федеральной программ мы наверняка получим на их реализацию дополнительное финансирование из бюджета страны.
— Кстати, в прошлом году мне пришлось участвовать в церемонии вручения сертификата «Опорной экспериментальной федеральной площадки» областному социальному центру по работе с сельской молодежью, подростками. Этот сертификат давал право на получение весомого гранта из Москвы…
— Прошлый год был вообще в этом плана очень урожайным. Мы получили 9 грантов! Наверное, могли бы их иметь и гораздо больше. Но до 1999 года Омский регион, как, впрочем, и другие регионы Сибири, оставался в стороне от всевозможных конкурсов на право проведения того или иного эксперимента, а стало быть, и получения под это той или иной суммы из федерального бюджета. До конца 90-х в этой борьбе за гранты участвовали комитеты по молодежной политике только Московской области и ближайших к столице регионов. К тому же в это время в госкомитете шли постоянные реструктуризации и переименования, и мы предпочитали пореже ездить в Москву — к чему, рассуждали, тратить на командировки далеко нелишние средства?
А в 1999 году мне было доверено возглавить сектор по молодежной политике МА «Сибирское соглашение» и в этой роли организовывать межрегиональные конференции по молодежным проблемам. На таких форумах, как правило, бывают представители из Москвы. И вот, когда высокие гости из Госкомитета по молодежной политике встретились с руководством Омской области и с удивлением для себя обнаружили, что губернатор региона досконально знает ситуацию не только в энергетическом и сельском хозяйстве, в промышленности, но и глубоко разбирается в проблемах молодежного движения, видит его перспективы, помогает укреплению сложившейся системы работы с юношами и девушками, то отношение к Омску сразу же изменилось. Нам поступили приглашения поучаствовать в очередных федеральных конкурсах, и мы на все отправили свои проекты-заявки. Благо, нам действительно было что отправить, выдумывать на ходу не пришлось.
Кстати, в этом году мы также планируем принимать участие в конкурсах на соискание грантов. В частности, намереваемся показать опыт Омского региона в жилищном строительстве, в том числе в рамках губернаторской программы, потому что на федеральном уровне и сегодня не принята программа по жилью. У нас же она реализуется с прошлого года, и можно сказать, период проб и ошибок уже позади. Три недели назад в Омске была с рабочим визитом делегация Госстроя. Познакомившись с нашим опытом, делегация дала заключение о том, что Омская область наряду с Иркутской лидирует в России в создании механизма поддержки населения при строительстве жилья, И в первую очередь — в поддержке молодых семей.
Не случайно и то, что Министерство образования планирует именно в Омске провести во второй половине мая всероссийское совещание руководителей органов по делам молодежи с двумя целями: распространить опыт Омского региона по работе с молодежью как системы и показать деятельность наших лучших социальных учреждений, получивших в свое время гранты.
В Омске уже проводились всероссийские конференции — в период формирования новой молодежной политики в стране. В ходе последней из них делегация из Якутии, познакомившись с работой нашего социально-психологического центра, упрашивала нас прислать в Республику Саха бригаду специалистов для организации подобного центра там. Обещали большие деньги комитету заплатить. Якутия сидит на золоте и алмазах, и ее бюджет, разумеется, побольше омского.
Однако, как мы убедились, деньги не всегда могут быть главной движущей силой. Не менее важно доверие к молодежи со стороны властей региона. Когда есть доверие, появляется желание творить, работать, засучив рукава. И получа