«Made in Omsk»
Наверняка каждый из нас не единожды наблюдал такую картину. Ремонт дороги. Люди с лопатами, куча всякой техники: тут тебе и самосвал, и машина с асфальтом, и каток для его прикатки. Шум, гам, дым коромыслом. Скорость же — черепашья. Между тем лет пять уже существует в проекте и два года как запатентовано замечательное изобретение Игоря Антоновича — агрегат для ремонта и поверхностной обработки покрытий автомобильных дорог. Идея проста, как всё гениальное. На КамАЗе устанавливается емкость с битумной смесью, кузов с раздаточным механизмом, в который засыпается щебень, и пара катков. Весь процесс, от и до, получается механизированным. Скорость обработки дороги 8-10 км/час. Это примерно 80 км за рабочий день. А сколько за день пройдет бригада? В лучшем случае половину пути. Вот то-то и оно! К тому же здесь вместо десяти человек нужны всего двое: шофер и «назад смотрящий» — тот, кто со специальной площадки будет следить, всё ли идет как надо.
Учитывая плачевное состояние омских дорог (а в этом мы тоже убеждаемся ежедневно), за изобретение Холмянского должны были бы уцепиться. Увы, сколько он ни обращался — и к власти, и в банки, и к своим коллегам в других городах, — понимания не нашел. Первоначальные вложения пугают. На сегодняшний день нужно где-то около миллиона рублей, чтобы изготовить образец, провести опытную эксплуатацию, если понадобится — доводочные работы. Конечно, инвестор думает: а вдруг не получится? Да если и получится, когда будет отдача? Это с производства водки она сразу. Об общественной пользе, естественно, мало кто печется. И в конце концов, не проще ли купить машину за рубежом? Подобные агрегаты, правда не столь совершенные, как считает Холмянский, выпускает сейчас Франция. Заодно и в командировку на берега Сены можно съездить. А то, что стоит это в три-четыре раза дороже, -так не из своего же кармана.
Очень огорчен Игорь Антонович, что приходится сталкиваться с такими рассуждениями. Вот и Ханты-Мансийский дорожный департамент заключил было с Омским автодором договор об изготовлении опытного образца по проекту Холмянского, а потом не оплатил даже первую часть работ. И там предпочли французскую продукцию. Видимо, «Made in Omsk» звучит менее завлекательно. Только настоящий патриот своей страны и своего города может сдвинуть дело с мертвой точки, считает Игорь Антонович. Многие омские дороги не видели приличного ремонта уже десятки лет, а ведь у нас всё чаще бывают иностранцы, которые о промышленном и экономическом статусе города судят прежде всего по состоянию его автотрасс. Кстати, та самая французская фирма хотела купить у Холмянского патент за приличные деньги. Отказался. Мне, говорит, дорог престиж моей страны, я за нее воевал.
Ветераны -не ветхое слово
Когда он надевает по торжественным случаям свои награды, на груди его красуется целый «иконостас»: медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Вены», орден Великой Отечественной войны II степени…
Война началась для Холмянского в 1943 году, когда он был призван на Карельский фронт. Потом воевал на Втором и Третьем Украинском, участвовал в боевой операции на озере Балатон, освобождал Вену и Прагу. Громил остатки знаменитого отряда «Эдельвейс» в Альпах. Что удивительно, ни разу не был ранен, только однажды контужен. Воевал Игорь Антонович в артиллерии, в Воздушно-десантных войсках, на его счету — сто прыжков с парашютом. В общем, кругом ветеран. ВДВ считают его своим, СибАДИ — своим: двадцать лет отдано институту. Сейчас он профессор кафедры «Проектирование дорог».
«Нас с тобою зовут «ветераны»./ Как-то странно нам слышать такое,/ Вроде мы, как музейная редкость,/ Пролежали где-то в покое», — написал однажды в раздумье Игорь Антонович. И тут же горячо опроверг: «Нет! Ветераны — не ветхое слово./ Мы в боях не жалели жизни,/ Сколько суток без сна и покоя/ Мы стояли насмерть за Отчизну». Свои стихи Игорь Антонович часто читает на вечерах в академии: военные, лирику. Слушают его — тишина в зале. Значит, задевают чем-то.
Кстати, Холмянский действительно не «ветхий» ветеран. В свои 77 он совершает ежедневные пробежки, каждое лето участвует в Сибирском международном марафоне. И нынче бежал десять километров. Готовится защищать докторскую диссертацию, продолжает публиковать научные работы, которых у него где-то уже за двести. А еще предмет его гордости… куст гибрида розы на даче. Посадил обычный черенок, а выросло чудо. По десять цветков на одной ветке, когда у всех три-четыре. Друзья и знакомые сбегаются смотреть — ни у кого так не цветет. Остается предположить, что неистощимой энергией хозяина растение подпитывается.
За изобретение -костюм
Игорь Антонович говорит, что его по праву можно назвать омичом — полвека здесь прожито. А родился он в Харькове, потом переехал с матерью в Москву (она там училась), после еще и с отчимом — в Алтайский край, в Новосибирск, в маленький городок Колпашево. В Омск попал уже после войны, окончил здесь политех с отличием, двадцать лет проработал в КБ завода им. Баранова. Там же защитил кандидатскую диссертацию по зубчатым колесам. С улыбкой вспоминает Холмянский свое первое изобретение — упругую муфту для снижения вибрации. Муфты эти были с успехом использованы на вертолетах, не только на наших, но и на американских. Изобретателю заплатили за них «целое состояние» — сто тридцать рублей. Как раз на новый костюм хватило.
Эх, дороги!
Я понимаю Игоря Антоновича. За державу, конечно, обидно. Обидно, что она, такая сильная и богатая, нищает, разбазаривая умы и таланты. Закупая по бешеным ценам то, что сама могла бы производить. Так уж получилось, что вся жизнь нашего героя связана с дорогой. С железнодорожными рельсами и санным путем, по которым переезжал он в детстве и юности из города в город. С дорогами войны. С раздолбанными автострадами, за которые болит душа. Проедет ли по ним когда-нибудь придуманный Холмянским агрегат, превращая их в сверкающие магистрали? «Хоть объявление пиши: «Ищу спонсора — патриота Отечества», — горько шутит Игорь Антонович. Впрочем, не бесполезное ли дело — искать патриотов среди тех, кто имеет власть и деньги? Но это уже вопрос риторический.