Маленькая победа
Всех сочувствующих и просто заинтересованных омичей сравнительно недавно шокировало громкое событие: в городе задержана одна из самых крупных партий героина за всю историю Сибири. Сорок семь килограммов! Почти миллион «зелёных»! У меня это просто не укладывается в голове… Начинают мучить мысли о том, куда могли бы уехать эти наркотики дальше и кому могли быть проданы, сколько жизней, наконец, оборвалось бы. Но, слава Богу, этого не случилось.
Эту задержанную поставку сотрудники ФСБ разрабатывали больше года. Но раньше срока курьеров взяли случайно. Изначально этот героин не предназначался для Омска. Наш город был всего лишь одним из перевалочных пунктов. Просто кто-то из поставщиков, как говорится, «прокололся» — продал часть наркотиков раньше, чем следовало. И это не избежало внимания компетентных органов.
Итак, ошибка самих наркокурьеров позволила предотвратить страшные последствия. Но ведь такая возможность не может выпадать всегда, и все остальные партии, вероятно, не менее крупные, всё-таки находят своих получателей. Здесь уж ничего не поделаешь. Система поставки наркотиков работает слишком хорошо и оплачивается слишком щедро, чтобы «проколы» случались часто…
Осадок
Омск мне видится в двойной роли: во-первых, как я уже упоминал, — крупный перевалочный пункт, скажем, узловая станция. Такое назначение получилось благодаря нашей уникальной географии, а именно близость с Казахстаном, но об этом соседстве несколько позже. Во-вторых, Омск просто один из множества городов-потребителей адского зелья. Наш город на сегодняшний день занимает двадцать пятое место по России в отношении проблем с поставкой и сбытом наркотиков и их решения. Хорошо это или плохо? Я судить не берусь. Во всяком случае, 25 из 81 -утешает.
Окунёмся в сравнительно недавнюю историю. Проблема наркотиков в Омске особо остро встала примерно к 93-му году. Тогда в городе и области в ходу были растительные наркотики низкого качества (зачастую выращенные на местных огородах): марихуана, выведенный из неё гашиш, конопля, мак. Спустя некоторое время к списку прибавился опий. Распространение произошло очень быстро, так как стоил наркотик очень дёшево и не имел серьёзных конкурентов.
А вот три-четыре года назад произошла перестройка, да нет, — целая революция на рынке наркотиков. У опия и маковой соломки появился сильный и дорогой конкурент. Героин. Его основное преимущество в том, что малая доза («ЧЕК») даёт больше кайфа, чем что-либо другое. А также его гораздо быстрее приготовить для применения. Очень многие наркоманы-новички отдали предпочтение героину. Но те потребители, кому за тридцать пять или за сорок, и которых можно назвать «со стажем», остались верны опию и многим другим «родоначальникам». Героин для них слишком тяжёлый и дорогой…
Но общая статистика такова, что опия стало меньше. Обычные, на мой взгляд, рыночные отношения: более качественный товар вытесняет дерьмо. Допустим, если в прошлом году Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) изъяло 53,5кг опия, то в этом году всего около пяти. Обратная ситуация с героином. В 2001 году было изъято полтора килограмма, а в этом-уже около восьми» И это не значит, что внимания к опию стало меньше, — просто настоящим ценителям «улётного кайфа» он не нужен.
В сравнении с недавно задержанной партией приведенные выше цифры могут показаться слишком ничтожными. Но здесь нельзя рассуждать именно так, а не иначе. Героин в Омск обычно возят малюсенькими частичками. Зачастую кто-то просто покупает на свои сбережения сто граммов, спрятать которые не представляет особого труда, и везёт своим землякам на реализацию. И навар он с этого имеет немалый. Допустим, покупка обходится человеку в сорок тысяч рублей, а продажа в худшем случае приносит в два раза больше! Вот и попробуй обнаружить маленький пакетик, который может находиться где угодно: в сиденье машины, в специальном контейнере, приваренном ко дну той же машины, наконец, в желудке. Так что смысл во всём этом есть. Человек идёт на оправданный риск, и допускать глупых ошибок он не станет. Дело в том, что сегодня контрабанда оценивается в шесть-десять лет тюремного заключения. А то и больше. Хотя это не мешает современной молодёжи говорить: «Хочу быть или киллером, или дилером».
Следующая станция
Переход от героина к опию в Омске произошёл незаметно и очень быстро. Фактически, какие-нибудь полгода решили, в каком направлении пойдёт рынок. Чтобы ярче представить эту «пересадку», сравним её с чем-то очень схожим. Думаю, подойдёт общероссийская экспансия китайских пуховиков и прочего тряпья в начале девяностых прошлого века. Они были очень и очень дешёвыми, лёгкими в сравнении с пальто, а значит, более мобильными. В конце концов, они были ИМПОРТНЫЕ! Рынок они завоевали очень быстро. Неимущее, по большей части, население было в состоянии одеть всю семью и всех своих родственников, и соседей. Поэтому и вытеснение российского товара произошло в максимально короткие сроки.
Точно по такой же схеме Омск пересадили с опия на героин. Ничего сложного и изобретательного: человеку предлагают товар по очень низкой цене (так как неизвестный ему наркотик он не станет сразу брать по реальной стоимости). Затем ждут клиента, пока он не вернётся за следующей дозой. А он вернётся, причём очень быстро — полное привыкание к героину происходит за один-два укола. Теперь можно реализовать по полной стоимости. И человек уже не сможет от этого отказаться. Ему остаётся только искать деньги. Кто-то может это себе позволить. А кто-то просто разоряет семью, свою или чью-либо ещё.
В этом и есть главное отличие от пуховиков: из последних через некоторое время полезли перья и всякое другое содержимое, а вот качество привозного героина не ухудшилось. И пока кокаин слишком далёк и дорог, героин будет № 1 в списке.
«Добрые» соседи
В романе Татьяны Толстой «Кысь» есть замечательное определение соседа: «Сосед человеку даден, чтоб сердце ему тяжелить, разум мутить, нрав распалять. От него, от соседа, будто исходит что, беспокой тяжёлый, али тревожность». Лучше не скажешь! Соседи нам попались не самые лучшие. Может, поэтому на нас обрушилось немало проблем с наркотиками, которые за незначительный период времени из увлечения и некогда модной привычки превратились в общенациональную трагедию. Но ещё немного об Омске…
Несмотря на столь большие проблемы с ситуацией на рынке наркотиков вообще, сейчас можно с уверенностью сказать, что в Омске нет своей наркобазы. Остался лишь свой рынок дешёвых растительных наркотиков (мак, марихуана, конопляные изделия). Но и здесь своих заморочек хватает.. Плантации в Омске и области держат все, кому не лень! Встречаются случаи, когда обычные, ничем не примечательные бабушки выращивают на огороде коноплю. Одна такая дачница объяснила это тем, что конопля помогает от кашля… Но мы-то с вами знаем, что это не так.
И всё-таки качество в конечном итоге одержало верх. Наркоманы стремятся получить хоть и дорогой, но верный наркотик. Такие в Омске не получают. Поэтому единственное средство к существованию видится только в поставке.
Весь героин в Россию и, в частности, в Омск идёт из Средней Азии: Афганистан, Таджикистан, Узбекистан. И, наконец, от самых ближайших соседей — из Казахстана.
На этом рынке, разумеется, есть и своя конкуренция. Скажем так, разные страны — разный наркотик — разная цена. Но зачастую все основные поставщики сотрудничают друг с другом, переправляют товар из дальних стран через свои границы. Под своей «крышей». Просто невероятно, как растёт цена при таких транзитах! Допустим, считается, что в Афганистане героин — один из самых качественных в мире. И килограмм его на родине стоит около трёхсот долларов. Уже в Таджикистане, в Душанбе, этот килограмм будет стоить тысячу долларов. Проезжая Узбекистан, его можно продать за пять «штук». Но зачем это делать? Ведь в Казахстане его цена возрастает еще в два-три раза. Тем не менее, несмотря на столь достаточно близкое соседство, в Омске килограмм героина оценивается уже в миллион рублей! Что же касается Европы, то там цена совершенно невероятная — сто пятьдесят тысяч долларов… А всего в год задерживают около девятисот килограммов героина либо на территории России, либо на территории близлежащих государств, собирающихся переправить наркотик нам. Или через нас.
А что такое килограмм героина или чего-нибудь другого? Небольшой пакетик, который совсем несложно спрятать. Традиционно из Таджикистана, Узбекистана и всяких других «станов» в Россию, особенно через Омск и область, едут нескончаемые потоки торговцев южными овощами и фруктами. Представьте себе такую ситуацию: одну средних размеров дыньку аккуратно вырезают изнутри, освобождая нужное пространство, и вставляют пакет. Потом разрез, шов снаружи закрывается, и фрукт складывают в общую массу. Ту же процедуру можно проделать и с арбузом! Можно просто запрятать в мешок с луком или чем-нибудь ещё… Да с чем угодно! Нет в Омске такого прибора, чтобы всё это выявлять, да и собаки не могут учуять слишком глубоко запрятанный наркотик. Плюс ко всему нет во всей большой России такого закона, чтобы можно было безо всяких оснований выворачивать наизнанку чью-то собственность. Будь то ящик с помидорами или целый автомобиль.
Но круг проблем этим не ограничен. На Омской границе всё очень и очень прозрачно. Просто не хватает людей для того, чтобы просматривать этот огромный поток с юга. Такое же положение, как и у вратаря, по воротам которого бьют сразу три футболиста… И вряд ли стоит надеяться на лучшее положение дел. Хотя в последнее время чувствуется какой-то прогресс: задержанные партии по весу всё тяжелее и тяжелее, количество арестов по факту хранения наркотиков всё больше и больше.
Так что все проблемы чрезвычайно банальны и упираются в одно основание — финансовый голод. Уничтожим его — обретём хоть какую-то надежду. Безысходно звучит, но-правда…