Задача, конечно, не из лёгких, однако выполнена она была работниками музея -энтузиастами и бессребрениками -на «пять с плюсом». Стилистика соблюдена, атмосфера создана. Черно-белые и цветные фотоснимки, пейзажи, коллажи, лица, и в каждой фотографии — город, город, город… Тот самый город, который давно уже стал для многих из нас привычным; тот самый город, в котором с нами соседствуют такие большие (в смысле, талантливые) люди и такие маленькие возможности; город, который хочется любить, да не всегда удаётся…
Общее впечатление от выставки -глоток свежести. Я вдруг увидел Омск, по которому любил когда-то гулять; я увидел Омск, в котором действительно потрясающая зима, испепеляющее лето, незабываемая осень, бурная весна… Это город прошлого и будущего; город стареньких домиков и авангардных многоэтажек; это город людей. Людей самых разных, но неизменно интересных, талантливых, — именно таких омичей увидели фотохудожники. И за это им — браво, браво, браво!
Считаю, что выставка не могла не состояться — не было в концептуальной её основе «вмешательства свыше», не было ура-патриотизма (как в ситуации с «а-ля народными» фестивалями), а была искренняя и, увы, безответная любовь к городу -Омску 1960-х, 70-х, 80-х, 90-х годов, Омску начала XXI столетия.
Вместе с Марком Фрумгарцом я прогуливался по проспекту Маркса, Ленинградскому мосту, улице Ленина; в компании с Павлом Ивановым я наводил заснеженную пушку, что у речного вокзала, на Иртыш, где на хрупком льду в любой момент мог появиться неприятель («Февраль»); следом за Ольгой Коломиной я проходил по старым запорошенным омским дворикам, где цветастое, вывешенное для сушки бельё буквально на грани фола контрастировало с исписанными, облупленными стенами бараков (серия «А у нас во дворе»); из-за плеча Олега Деркунского я заглядывал в окна старых домов (диптих «В старом доме») и рассматривал немыслимо точные отражения в весенне-летне-осенних лужах (серия «Отражение»); вместе с Сергеем Сокрута я вновь и вновь обретал надежду, потому что мне — именно мне! -светили в сгущающейся ночи окна неизвестной церкви («Надежда») и меня — только меня! — звала в светлую и, конечно, счастливую даль («Дорога в август») дорога, ведущая в утренний хвойный лес…
А каких женщин можно встретить в нашем суетном, шумном, забывшем что-то очень важное городе!.. Это и хохочущая блондинка Мери (Владимир Филимонов, «Мерилин»); и задорная лыжница, покрытая инеем и буквально обжигающая непосредственностью, молодостью, здоровьем (Борис Метцгер, «Сибирячка»); и благородно-сдержанная, смотрящая на вас с любопытством и каким-то вопросительным ожиданием Лена (Михаил Фрумгарц, «Лена»); и безымянная, вечно обольстительная, вечно молодая незнакомка (Вадим Иванов, «Она»); и женщина-вамп в пиджаке на голое тело и с чёрной шляпой на прекрасной головке (Владимир Шевырногов, «Женский портрет»)…
А какие люди живут в Омске! Спускаюсь на первый этаж музея — здесь собраны портретные снимки. Режиссёры, актёры, художники, врачи, моряки, тренеры, писатели… Известные имена, яркие судьбы, связанные с Омском: Александр Малунцев, Александр Щёголев, Надежда На-деждина, Елена Аросева, Тимофей Белозёров, Михаил Малиновский… Участие в выставке приняли самые разные омские фотографы — от самых известных до самых перспективных, Кроме уже упомянутых: Вячеслав Андреев, Алексей Безбородов, Евгений Гиряев, Александр Зуев, Евгений Кармаев, Юрий Кафанов, Геннадий Кноль, Геннадий Магденко, Султан Нугманов, Михаил Пахотин, Зинаида Пoлякqвa, Сергей Сарсекеев, Эдуард Савин, Алексей Сушенцов, Геннадий Фирстов.