АЭРОДРОМ «СЕВЕРНЫЙ» СТАНЕТ МЕЖДУНАРОДНЫМ

Аэродром "Омск-Северный", о котором вспоминают, когда необходимо срочно посадить какой-нибудь широкофюзеляжный самолет или в очередной раз показать высокопоставленным гостям авиационный потенциал региона, может в ближайшие годы стать одним из крупнейших в Сибири грузовым терминалом. Принято решение о начале его реконструкции под программу выпуска самолета Ан-70

Чтобы стать «воздушными воротами Сибири», у «Омск-Северного» есть самое главное — полностью бетонная взлетно-посадочная полоса. Ее длина 3005 метров и ширина 80 метров позволяют сажать и поднимать воздушные суда всех типов. Загвоздка в соответствующем аэродромном комплексе, который позволил бы обслуживать самую сложную технику. По сути, реконструкция «Северного» под программу выпуска Ан-70 прежде всего сориентирована на прием одного из самых крупных авиагрузовиков современности Ан-124 «Руслан». Выбор пал на эту машину в реализации российско-украинского проекта из-за крупных габаритов перевозимых узлов и агрегатов: ведь программа предусматривает в Омске лишь окончательную сборку Ан-70, а львиная доля комплектующих будет поставляться с Украины и авиазаводов России. Например, спецрейсами из Киева будут доставляться крылья, хвостовое оперение, кабина пилотов и на первых порах двигатели. По словам Вениамина ГАПОНЕНКО, директора авиакомпании «Космос и транспорт» (дочернее предприятие ФГУП ПО «Полет»), реконструкция коренным образом изменит облик аэродрома:

— Во-первых, «Северный» почти сразу получит статус международного аэродрома, так как Украина является другим государством и ввозимые с ее территории грузы должны проходить соответствующую таможенную очистку. Для этого здесь будет построен большой таможенный терминал со складом для крупногабаритных грузов. Во-вторых, нам придется почти полностью сменить радиолокационное и электронное оборудование для безопасного взлета и посадки «Руслана». К тому же полностью будут реконструированы и построены новые рулежные дорожки, нынешние даже по ширине не смогут обеспечить подход широкофюзеляжного самолета к обслуживающим терминалам. И, наконец, в-третьих, на «Северном» будет построен один из крупнейших за Уралом крытый аэродромный цех для предполетного обслуживания, доводки Ан-70 и самолетов аналогичного типа. Его размеры, 100 на 80 метров, превысят размеры самого крупного сборочного цеха № 66 на «Полете», где и восстанавливался Ан-70. Точное его местоположение пока не определено, существуют 5 вариантов планировки. Всего же строительство нового аэродромного комплекса позволит создать около 500 рабочих мест. Общая стоимость реконструкции еще не известна, мы отдали соответствующую документацию в институт ОАО «СибпроектНИИавиапром» в Новосибирске и по окончании проектных работ в декабре будут известны затраты. Стоимость же самой техдокументации проекта реконструкции «Северного» составляет около 6,5 млн рублей. Эти средства выделены «Полетом».

Финансирование проектов реконструкции «Северного» и освоения в производство Ан-70 на «Полете» должно идти при поддержке федерального бюджета. Правда пока о выделении необходимых $ 200 млн ничего не слышно: администрация Омской области до сих пор не решилась выдать бюджетные гарантии под проект. Но, по-видимому, это вопрос времени и предвыборной технологии — заявление руководства региона, как всегда, прозвучит в нужное время, в нужном месте.