Пять вечера. Во дворе одной из центральных подстанций тишина. «На приколе» всего одна машина. Остальные «доехать до дома» не успевают — по рации сообщают новый вызов. «Улица Гусарова, первичный приступ стенокардии!» — кричит диспетчер, и последняя кардиологическая бригада срывается с места.
— От сердечного приступа всего можно ожидать. Никогда не знаешь, чем обернется, — говорит фельдшер Надежда Верейкина и проверяет медикаменты.
Частный сектор. На ухабах машину трясет так, что и здоровый не выдержит. «А что делать, — разводит руками водитель. -Второй срок службы заканчивается -восьмой год ездит». В прошлом году парк «скорой» пополнился 27-ю машинами, в этом собираются заменить еще двадцать. Но все равно не хватает.
Приехали. В доме устойчивый запах перегара. На кровати постанывает женщина средних лет с внушительным фингалом под глазом. Как и где болит — объяснить не может. Похмельный синдром. Доктор Ерыкалов колет больной успокоительное. «Всю ночь вчера гужбанили», — провожают нас любопытные соседи. Таких «сердечников» у кардиологии — не сосчитать. Особенно после праздников. А ведь могли бы полечиться и обычным рассолом…
» Улица 10 лет Октября. Мерцательная аритмия», — по рации вызывает кардиологию на помощь обычная линейная бригада. Приезжаем по адресу — заброшенное здание. Оказывается, въезд с другой улицы. Полчаса ищем его. «Это еще что, — говорят врачи. -Бывает, приедешь глубокой ночью в мороз — двери подъезда закрыты, телефона у больного нет. И сигналишь, и мигалки включаешь -все равно никто не спускается».
На диване мужчина в самом расцвете сил. Объелся арбуза — пошел камешек. Вызвал «скорую», а врачи еще и «сердце обнаружили». «Да не первый раз это у него, — рассказывает жена. — А лечиться не хочет».
Многие омичи считают «скорую» заменителем амбулаторного звена. Как прихватит — вызовут и полечатся. Но «Скорая помощь» не лечит — она спасает. Впрочем, кто-то таким образом просто экономит деньги — медикаменты дорогие. Времени по больницам ходить нет — пусть приедут, бесплатные уколы поставят и обследуют полностью. Есть граждане, к которым врачи приезжают с регулярностью раз в неделю. Сказал диспетчеру адрес, а он уже и фамилию помнит, и всю историю болезни…
— Раньше и такое бывало, — рассказывает главный врач «скорой» Сергей Трифонов. — Осень. Все бригады выезжают на простуды. Случись в городе авария — ближайшую к месту машину приходилось искать по рации. Теперь вызовы диспетчер сортирует по степени срочности. Об эффективности судите сами: за год опоздания на несчастные случаи снизились в тридцать раз! Досаждают, конечно, ложные вызовы на очередной «заминированный» объект — бригада на два-три часа от работы отвлекается.