ПОЧЕМУ ИВАНЫ НЕ ПОМНЯТ СВОЕГО РОДСТВА?

Перед началом нового учебного года вновь и вновь ломаю себе голову в попытках найти ответ на вопрос: как сформировать стойкий интерес школьного учителя к литературному музею? Так сложилось, что литературный музей посещают преимущественно школьники и иностранцы. Это и неудивительно -Достоевского проходят в школе

Иностранцы же еще до приезда в Омск узнают о том, что с нашим городом в жизни и творчестве великого писателя связано очень многое: четыре года каторги, отражение в последующем творчестве омских впечатлений.

Заковыка заключается в том, что Омский литературный музей -музей, рассказывающий не только о Достоевском, но и о том, как на протяжении двух столетий становились, развивались, трансформировались литературные традиции в регионе. О том, как общество соотносилось с литературным процессом. Почему в иную пору оно внимало печатному слову, а в иную — досадливо отмахивалось от него, как от жужжащей мухи. А то и норовило прихлопнуть источник раздражения. В экспозиции музея представлены писатели, прожившие свою творческую жизнь с мечтой о процветании Сибири, о счастье и благополучии сибиряков. На сегодняшний день музей располагает солидными фондовыми коллекциями. На их основе возможно разворачивать разноплановые выставки. Было бы где…

Но учителя преимущественно приводят детей «на Достоевского», а также на те музейные программы, что были разработаны специально «под школу» и не имеют прямого отношения к основной деятельности музея: лекции о Есенине, композиции о Пушкине, Экзюпери, беседы о сказках. Почему? Вопрос риторический. В школьных программах нет ничего, что обязывало бы учителя самому интересоваться историей литературы региона и затем нести этот материал школьникам.

А как в таком случае быть с «региональным компонентом», который с недавних пор следует активно внедрять в образовательный процесс? Что это за штука такая с непонятным названием?

Знаменитый поэт давным-давно ввел в сферу наших размышлений одну из наиважнейших ценностных категорий — «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Региональный компонент — попросту говоря, краеведение, — должен давать в первую очередь информацию о том месте, где человек живет, а в очередь вторую (и, добавлю, непременную) должен воспитывать, формировать отмеченную поэтом любовь — тот самый внутренний стержень, которого нет у перекати-поля и которого так не хватает сегодня многим… Как бы мы ни старались жить сегодняшним днем, как бы ни старались говорить, что нынче жизнь совсем другая, чем в любом временном отрезке прошлого, но в истории России не было еще никогда такой поры, чтобы дети, вырастая на родной земле, не знали ее истории, не наполнялись бы (а следовательно, не обогащались бы) ее духом.

Не хочу кликушествовать и повторять чужие слова, но есть ощущение, что в том, как обстоят дела в области культуры и образования, совершенно отчетливо просматривается некая негативная тенденция. В высших учебных заведениях, там, где готовят будущих учителей, нет программ, нацеленных на внедрение этого самого «регионального компонента». За двадцать без малого лет существования в Омске Литературного музея имени Ф.М. Достоевского студенты филологических факультетов университетов побывали на экскурсиях в его стенах всего три раза! Объяснения этого однотипны: «Учебная программа, загрузка, студент пошел не тот…». Одна достаточно известная в определенных кругах ученая дама громогласно заявляет, что «литературный музей — это враждебное ей учреждение культуры» (!), что литературного краеведения как науки — вообще не существует… Учитель, прошедший такую, с позволения сказать, «школу», придя к нашим детям, лишь добросовестно выполняет то, чему его научили…

Справедливости ради следует сказать, что музею все же удалось обрести единомышленников во многих школах, а в последние несколько лет — и в профессионально-технических учебных заведениях: техникумах, колледжах, училищах. Есть педагоги, которые понимают, что воспитание высоких духовных и нравственных ориентиров в человеке является необходимым условием его устойчивого благополучия в жизни. Эти люди, увидев, что многие сегодня смотрят не вверх, а вниз, в материальное, не пошли на поводу у сознательно формируемых кем-то обстоятельств, захотели показать детям, за которых они почувствовали себя в ответе, что есть в жизни и другая сторона, не только материальная. Литературный музей дает учителю большое подспорье, потому что добивается решения своих задач не декларативно, а на примерах судеб и творческих биографий конкретных писателей.