ИМПЕРАТОРСКАЯ БАЛАЛАЙКА

ИМПЕРАТОРСКАЯ БАЛАЛАЙКА

Виртуоз-балалаечник Виктор Шурыгин играет на инструменте, изготовленном при дворе Его Императорского Величества еще 115 пет тому назад

На своем инструменте музыкант Омской филармонии может исполнять и озорные народные наигрыши, и серьезные классические произведения.

— Играть на балалайке я начал случайно, — вспоминает Шурыгин. — При школе создавался самодеятельный оркестр народных инструментов. Все пошли записываться, и я тоже пошел. Взял в руки балалайку, тренькнул — мне понравилось. Стал учиться в оркестре, потом закончил музыкальную школу, поступил в училище. Закончил консерваторию. Так балалайка стала моей профессией. Всего три струны, причем две из них одинаковые — а репертуар огромнейший. Есть произведения специально для этого инструмента, масса обработок -Баха, Генделя, Шуберта, Шумана, Штрауса, современных композиторов.

История

— На Руси балалайка появилась около трехсот лет назад, — рассказывает Виктор Павлович. — Пьяные скоморохи бродили по крупным городам, горланили песни, устраивали безобразия, а потому инструмент попал под запрет. Только мужики в деревнях ладили себе балалаечки и тренькали в кабаках. В конце XIX столетия один такой пьяный музыкант попался на глаза композитору Василию Андрееву; Тот послушал игру — и . разместил заказ на изготовление партии балалаек у скрипичного мастера двора Его Императорского Величества Федора Посербского.

Посербский этот заказ посчитал за унижение, но все же выполнил. Таясь ото всех, изготовил в 1887 году три или четыре инструмента и передал их Андрееву. С тех пор отношение к балалайке как к несерьезному инструменту кардинально изменилось. Появились балалайки прима, секунда, альт, бас. Они стали неотъемлемой частью любого оркестра народных инструментов.

Концерты

— Долгие годы играть сольные концерты на балалайке было очень трудно, — вспоминает Виктор Павлович. — Особенно в детской аудитории. Только тронешь струны — дети начинают смеяться, свистеть, хлопать в ладоши. Много лет ушло на то, чтобы объяснить широкой аудитории, что балалайка — инструмент серьезный. Но силы не напрасно потрачены. Сейчас на моих концертах бывает очень тихо, а потому музыка доходит до самого сердца каждого слушателя.

Нельзя сказать, что балалайка — только русский инструмент. Выступал Шурыгин и в Венгрии, и в Египте, и в Японии. Везде его принимали тепло и открыто. К гастролям в Японии музыкант специально подготовил японские народные песни. В глазах тех, кто пришел на концерт, вначале появилось недоумение, затем люди, узнавшие песню, стали подпевать.

Инструмент

Инструмент у Шурыгина непростой — он из той маленькой партии балалаек, что, таясь, изготовил скрипичный мастер Федор Посербский.

— У друга моего умер дедушка, живший в Ташкенте, — рассказывает Виктор Павлович. — И среди прочих его вещей наследник нашел вот эту балалайку.

Шурыгин только взглянул на инструмент — сразу понял, что у него в руках. Личное клеймо мастера и дата изготовления балалайки развеяли последние сомнения.

— Эта балалайка сделана из дорогих сортов дерева, -рассказывает Шурыгин. -Ель, палисандр. Конечно, инструмент требовал ремонта. Его сделали серьезные реставраторы, они же добавили ладов, что расширило диапазон и частично заменили гриф — старый пришел в негодность.

Но сила звука в балалайке, изготовленной 115 лет назад, достаточная для больших залов (современные инструменты теряют ее очень быстро, иные за один-два года). Но самое главное — она имеет отменный тембр. Звук захватывает в одно мгновение и трогает душу любого слушателя.

Инфаркт

Весной этого года Виктор Павлович Шурыгин перенес инфаркт миокардо. Ну уже сейчас приступил к работе Он готовит новую программу, планирует поездки.

— На балалайке играют только кончиками пальцев, — делится музыкант. — Медиатор здесь не применим. А у меня за время болезни кончики пальцев стали мягкими, мозоли исчезли. Играть просто больно.

Тем не менее, время репетиции у Виктора Павловича с каждым днем увеличивается.

— -Дома я не репетирую, -делится маэстро, — там много отвлекающих моментов. В филармонии — работа, здесь для этого все условия. Я каждое произведение стараюсь даже на репетиции сыграть так, чтобы оно душу трогало. Многие произведения для балалайки написаны очень жалостливо, они просто оголяют нервы и рвут душу. Домашних это будет утомлять. Вот такая у меня жизнь. Не жизнь, а… балалайка.