«КАЛИФОРНИЙСКОЕ КАЧЕСТВО» ОМСКОГО БЕНЗИНА

Для журналиста общение с настоящим ученым, преданным своему делу - это всегда шанс поверить, что наш мир не настолько безнадежен.

Простой пример: Сибирское отделение Российской академии наук, омский филиал Института катализа им. Г.К. Борескова, доктор химических наук, научный руководитель Валерий Кузьмич Дуплякин. Полтора часа интереснейшего разговора о… катализе.

(Маленькая справка: в конце прошлого года заместитель директора омского Института катализа Валерий Дуплякин занесен в Книгу почета Сибири за значительный вклад в развитие науки Зауралья).

-Валерий Кузьмич, мы все в школе проходили по химии катализаторы, которые, как мне помнится, ускоряют химические реакции. Вроде бы очень узкое направление… и целый институт катализа. С чем это связано?

-Как вам понравится такая цифра: 18% валового продукта США производится с помощью катализа. Без катализа не обходится производство лекарств, производство всех полимеров — от одноразовых стаканчиков до полимеров на космических кораблях. Все продукты нефтехимии при их производстве неоднократно проходят катализ, который, во-первых, значительно увеличивает выход конечного продукта, а во-вторых, существенно его «облагораживает», удаляя всякие вредные или просто ненужные соединения. Если взять автомобильное топливо, то благодаря катализу значительно уменьшается количество вредных выбросов при работе двигателя и увеличивается его срок службы.

Огромную роль катализаторов в химических производствах впервые оценили по достоинству в Советском Союзе. И первый в мире Институт катализа появился в СССР — в Новосибирском академгородке. Его создатель — Георгий Константинович Боресков, кстати, уроженец Омска, крещенный в нашем Крестовоздвиженском соборе в 1907 году. Меня, помню, очень поразил тот факт, что отец его был в 1907 году в Омске капитаном… воздухоплавательного батальона. Но это так — к слову.