АПЕЛЬСИНОВАЯ ФЕЕРИЯ.

Первые весенние дни принесли заметное оживление в театрально-музыкальную жизнь Омска. Журналистский блокнот радостно разбухал, диктофон бомбил батарейки, а реальность бытия начала странным образом преломляться в фантастически узких служебных коридорах театров.

Не ходить на премьерные спектакли Омского тюза в последнее время стало моветоном. Удивительная команда талантливых, неординарных людей вот уже второй год вносит в театральную жизнь Омска невиданную доселе эксцентрику карнавала. 11 марта в этом театре прошла премьера рок-оперы по сказке Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». «Апельсиновая феерия», обрушенная в этот :день на счастливых зрителей, может смело претендовать не только на звание модного спектакля сезона, но и (если призвать на помощь западную терминологию) стать настоящим трендом (чем-то обязательным) для паломничества омских типов (тинейджеров, юнцов). Ибо здесь полностью выполнена основная социальная задача театра для детей и юношества, а именно; создание спектакля для массового юного зрителя.

Судите сами: хороший стеб, модный сленг (прости, великий и могучий!), сотня потрясающих авторских костюмов (и умопомрачительная обувь — да-да!), поющие и танцующие актеры, бутафорские изощрения, отличная сценография, на сцене o авангардная конструкция из алюминия и стекла… Приметы русского авангарда и «фантастического реализма» Вахтангова по-детски непосредственно преломляются а простенькую итальянскую фьябу с неизменной атрибу-тикой комедии дель арте. Вот они — бессмертные карточные персонажи Гоцци: король Сильвио, принц Тарталья, коварная Клариче, проказник Труффальдино, маг Челио и волшебница Моргана…

Режиссер спектакля Юрий Фридман считает сказку Гоцци фантастическим сценарием для импровизации(с этим талантливым режиссером мы обязательно отдельно поговорим на страницах нашей газеты), В театр, в котором ставят Перголези и танцуют «Муху-Цокотуху», он, по его словам, пришел делать только музыкальный спектакль. Этот режиссер весьма хорошо относится к стебу, который считает снова модным в театральной Европе. «Любовь к трем апельсинам», — утверждает Ю. Фридман, — тот самый абсолютный стеб, над которым ржет сам Гоцци». Ю. Фридман признался, что борьбу доброго Челио со злой Морганой он осознавал довольно долго, вспоминая при этом пушкинских Финна и Наину. В конце спектакля его Челио и Моргана уже другие — без масок. А что касается Труффальдино, то у Фридмана в финале он просто по-чаплински уходит -в другую сказку.

«Любовь к трем апельсинам» — первое большое произведение композитора Сергея Долгушина, написанное им для театра. Сам он считает этот опыт авантюрным, т.к. прекрасно видит разницу между оперными и драматическими актерами и спектаклями. Отсутствие застывших мизансцен, специфика театрального движения, невозможность выбора голосового диапазона… Актеры тюза все партии поют сами, за исключением вокальной партии Труффальдино (Александр Ткачев) и песни Креонты (Татьяна Абрамова).

Отмечая общероссийский кризис оперы, С. Долгушин соглашается с определением «хороший музыкальный спектакль» (слабые корни отечественных рок-опер и отдаленность от бродвейских мюзиклов не дают нам права на большее. — Т.П.). Хотя тут же композитор высказывает мысль о популярной опере — совсем еще незнакомому нас жанру.