КАК ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

"Пятый" можно только радоваться, изумляясь тому, как они набрели на пьесы "Одновременно" и "Записки русского путешественника", как рискнули их поставить и - главное - почему им это удалось!

В «Пятом театре» — премьера. Спектакль «Диалоги одновременно» по пьесам Евгения Гришковца «Одновременно» и «Записки русского путешественника». Если сурово называть вещи своими именами, то мы действительно имеем событие, большую творческую удачу. За «Пятый» можно только радоваться, изумляясь тому, как они набрели на эти пьесы, как рискнули их поставить и — главное — почему им это удалось!

Вообще-то «поток сознания» (на корректности упоминания в данном контексте не настаиваю) — штука опасная. Хотя бы потому, что может служить надежным убежищем для бездарностей. Почему в литературно-богемных кругах у нас вдруг так запрезирали реализм? Да потому, что в нем бездарность видна невооруженным глазом. Другое дело «поток сознания» — тут есть где замаскироваться: «не я пишу, но моей рукой водит Высший разум…»

Кроме того, для сценического воплощения «поток сознания» — вещь очень тяжелая и неблагодарная. Малейшая дисгармония — и все рушится, зритель зевает и устремляется в буфет — не пропадать же вечеру.

У Евгения Гришковца «поток сознания» — высокоорганизованный. За растрепанной завесой вроде бы наивного монолога и, казалось бы, рваных диалогов самым таинственным образом проступает вполне осязаемая идея: изумление перед огромностью и плотностью мира, в котором мы живем, в котором одномоментно тонут корабли, рождаются дети, стреляют солдаты, создаются шедевры искусства, пьют вино в Испании и шарят по карманам в «Домодедово». И сам человек — космос необъятный — может одновременно изумляться огромности мира, задумываться над многовариантностью судеб и обстоятельств, и при этом пить водку и переваривать пищу. Одновременно!