ЛЕД ТОЛЩИНОЙ В МЕТР ДЛЯ НАС НЕ ПРОБЛЕМА.

ЛЕД ТОЛЩИНОЙ В МЕТР ДЛЯ НАС НЕ ПРОБЛЕМА.

"РОДИЛСЯ ТЫ 9 сентября 1983 года, имя твое "Капитан Чудинов", звание твое ледокол. Удачи тебе и твоему экипажу. Нептун". Так написали на модели ледокола, поныне хранящейся в корабельном музее, его создатели - корабелы Финляндии.

Ледокол «Капитан Чудинов» построили в 1983 году. Год спустя он прибыл в Омск. С того дня у него бессменный капитан Юрий Иосифович Шульман. Экипаж состоит из 27 человек, но зимой работают только шестеро старших офицеров, некоторые из них пришли на корабль вместе с капитаном со старого омского ледокола «Обь».

— Корабль — как маленький город, — рассказывает старший механик Юрий Михайлович Василишин. — Мы все здесь зависим друг от друга. Поэтому дисциплина армейская, приказ старшего должен быть выполнен беспрекословно. Рощупкин, когда был у нас, только охал и ахал, что такое большое и напичканное техникой судно содержится в таком порядке. Даже в машинное отделение путь выстелен ковровыми дорожками. Лентяев увольняем сразу, молодежь терпеливо учим.

А учить есть чему. Судно рассчитано на работу в различных режимах: колоть лед, проводить спасательные операции на реке и в море, буксировать другие суда.

— Везде свои тонкости, нельзя сказать, что в море проще, чем в реке или наоборот, — рассказывает капитан. — Поэтому каждый офицер имеет два образования — речное и морское. В омских речных училищах готовят неплохие кадры. Экипаж умеет выполнять любую работу во время плавания. Еще ни разу «Капитан Чудинов» не подвел, не сломался, не остановился.

Планы на навигацию у ледокола обычные. Если будут средства, то вскроют фарватер в черте города и уйдут на север, в Обскую губу и Карское море. Там пробудут до поздней осени. Завершая навигацию на Иртыше, приведут в Омск последние суда. Денег надо немало. Когда ледокол разбивает лед, в час расходует около тонны дизельного топлива. Столько же, если идет по чистой воде с большой скоростью. Путь от Омска до Обской губы «Капитан Чудинов» проходит за две недели.

-Как ледокол колет лед?

-За счет мощности и веса, — рассказывает Юрий Иосифович. — Одного только топлива мы берем 500 тонн. Корабль «заползает» на льдину и «проваливается». Весенний лед толщиной в метр для нас не проблема. Мы могли бы обеспечивать навигацию на Иртыше круглый год, только нужды в этом нет. Весной лед и без нас сойдет, но заторы на реке невозможно растащить другими методами. Несколько лет назад в Тарском районе пытались затор разбомбить с помощью авиации. Только рыбу распугали, а лед на месте остался.

-Моряки — люди суеверные…

-Речники тоже. Мы не выходим в рейс 13 числа, избегаем начинать работу в понедельник и пятницу, — делится Юрий Михайлович. — Но летучих голландцев не бывает.

-Пытались обходиться без женщин, — смеется Юрий Иосифович. — Повар был мужчина, уборку делали сами. Как пришли в порт, лоцмана встретили, спецы на борт поднялись. Куда их приглашать? Ко мне в каюту. А там уборка толком не делалась, стыдно. Так что от утверждения, что женщина на корабле к несчастью пришлось отказаться. Но когда пришла молодая девушка Лариса с претензией стать капитаном, то ничего хорошего из этого не вышло. Практику она у нас прошла, но мы искренне ей посоветовали сойти на землю и рожать детей.

-Имя парохода — «Капитан Чудинов». Кто он?

-Иван Андреевич Чудинов был потомственный речник. Много лет работал на Иртыше. Легендарный был человек. В 1928 году из Омска на север шел караван судов, вез товары для продажи за границу — лес, меха. Вел его Иван Андреевич. Уже в морском порту налетел шторм, сорвал баржу с лесом и понес ее в открытое море. За помощью обратились к англичанам с мощного корабля, те готовы были рискнуть, но только за большие деньги. Чудинов же на своем катере сумел подойти к барже и вернуть ее в порт. Англичане были в шоке. И педагогом Иван Андреевич был отменным, много лет отработал капитаном-наставником.

-Вы отсутствуете дома по полгода…

-Работа у нас такая, — улыбается Юрий Иосифович. — Я недавно с внуком поссорился. Так он бабушке жаловался: «Наверное, дедушка наш и не капитан вовсе».